«Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода

История российского телевидения девяностых — начала нулевых насчитывает десятки проектов, вмиг ставших народными: цитаты героев разошлись на цитаты, а сюжеты в каком-то смысле отразили эпоху. «Правила жизни» выбрали главные сериалы, на которых выросло целое поколение и к которым мы возвращаемся снова и снова.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Содержание

«Улицы разбитых фонарей» (1998–2019)

Режиссеры: Александр Рогожкин, Дмитрий Светозаров, Кирилл Капица

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Алексей Нилов, Александр Лыков, Александр Половцев, Сергей Селин, Юрий Кузнецов

Кадр из видео

Один из самых узнаваемых и длинных российских сериалов постсоветской эпохи. Первые серии были сняты по мотивам произведений петербургского следователя Андрея Кивинова. Проект быстро полюбился аудитории своей правдоподобностью: герои были простыми и настоящими. Главные роли сыграли Сергей Селин, Александр Половцев, Алексей Нилов. А их персонажи — Дукалис, Соловец, Ларин — стали нарицательными. Сериал положил начало целой франшизе: появились «Убойная сила», «Опера. Хроники убойного отдела» и десятки сезонов. Шоу выходило на разных каналах, но именно первые сезоны остаются в культурной памяти как голос конца 1990-х — с примесью иронии, безысходности и бытовой милицейской правды.

«Бандитский Петербург» (2000)

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Алексей Серебряков, Лев Борисов

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Криминальная сага, ставшая культовой для российского телевидения. Сюжет основан на произведениях Андрея Константинова и рассказывает о криминальном Петербурге начала 1990-х — времени, когда город был охвачен войной между бандитами, полицией и коррупционерами. «Бандитский Петербург» задумывался как социальный комментарий к реалиям того времени, а персонажи сериала — как символы своей эпохи. Проект действительно отразил мрачную правду о беспределе 1990-х и стал настоящим феноменом: чего только стоят цитаты Антибиотика (Лев Борисов), которые ушли в народ.

«Городок» (1993–2012)

Режиссеры: Юрий Стоянов, Илья Олейников

В ролях: Юрий Стоянов, Илья Олейников, Михаил Боярский, Виктор Сухоруков

Кадр из видео

Сатирическое шоу Юрия Стоянова и Ильи Олейникова, которое продержалось на телеэкране почти 20 лет. Передача начала выходить в 1993 году на РТР (ныне «Россия-1»). Каждый выпуск был сделан по одной формуле: короткие юмористические сценки, в которых актеры переодевались, меняли голоса и жанры. «Городок», пожалуй, можно назвать почти философским этюдом о жизни россиян в новой реальности: в нем находилось место и абсурду, и грусти, и социальной сатире. Иногда сюжет достигал уровня притчи — настолько, что его можно было бы разбирать на уроках литературы. После смерти Олейникова в 2012 году Стоянов не стал возрождать проект, оставив «Городок» в культурной памяти как уникальное явление. Подробнее об истории главного российского скетчкома читайте в материале «Правил жизни».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Королева Марго» (1996)

Режиссер: Александр Муратов

В ролях: Евгения Добровольская, Дмитрий Певцов, Михаил Ефремов, Екатерина Васильева

Кадр из видео

Историческая костюмная драма, снятая по мотивам романа Александра Дюма, стала одним из самых масштабных проектов на российском телевидении 1990-х. Сюжет переносит зрителя во Францию XVI века — в эпоху религиозных войн, Варфоломеевской ночи и политических интриг. Главную роль — французской принцессы Маргариты де Валуа, вошедшей в историю как королева Марго, — исполнила Евгения Добровольская. Также в сериале снялись Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Михаил Ефремов и Екатерина Васильева. На фоне скромного телебюджета тех лет «Королева Марго» выделялась костюмами, батальными сценами, да и общей кинематографичностью. Проект оказался успешным и получил высокие рейтинги, а также запомнился как редкий пример «дорогого» отечественного сериала 1990-х.

«Бригада» (2002)

Режиссер: Алексей Сидоров

В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Павел Майков, Владимир Вдовиченков, Екатерина Гусева

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из видео

Пожалуй, самый обсуждаемый сериал постсоветского телевидения: проект режиссера Алексея Сидорова вышел на телеканале «Россия» и сразу стал культурным феноменом. В центре сюжета — история четырех друзей из Москвы, прошедших путь от обычных ребят до криминальных авторитетов новой России. «Бригада» сочетала в себе экшен, трагедию, ностальгию и криминальную хронику — и задала канон для многих последующих проектов. Сериал, конечно, долго критиковали за «романтизацию» преступности, но о его культурном влиянии спорить не приходится.

«Ликвидация» (2007)

Режиссер: Сергей Урсуляк

В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Владимир Меньшов

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Криминальная драма Сергея Урсуляка, действие которой разворачивается в послевоенной Одессе. Главную роль исполнил Владимир Машков, компанию ему составили Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Владимир Меньшов и другие. Сюжет строится вокруг борьбы с бандой диверсантов в разрушенном городе, полном контрабанды, оружия и бывших военных. Несмотря на насыщенную криминальную линию, сериал во многом держится на харизме Машкова, стилистике и мощной атмосфере. «Ликвидация» получила культовый статус уже в момент выхода — за сценарий, актерскую игру и внимание к деталям.

«Дальнобойщики» (2001–2012)

Режиссеры: Юрий Кузьменко, Георгий Николаенко

В ролях: Владислав Галкин, Владимир Гостюхин, Наталья Егорова, Вадим Яцук

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из видео

Сериал о дружбе, дороге и человеческом достоинстве. В центре сюжета — история двух водителей-дальнобойщиков (Владислав Галкин и Владимир Гостюхин), исколесивших всю Россию. Каждая серия — новая история о любви, предательстве, случайных встречах и маленьких победах. Несмотря на простую структуру, сериал имел колоссальный успех у зрителей. Его любили за искренность, добрый юмор и пейзажи российской глубинки. За десять лет на телевидении «Дальнобойщики» стали чем-то вроде народного эпоса о дороге, в которой все как в жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Солдаты» (2004–2013)

Режиссер: Сергей Арланов

В ролях: Иван Моховиков, Александр Лымарев, Алексей Маклаков, Алексей Ошурков

Кадр из видео

Культовый ситком о службе в армии, который, несмотря на свою легкость и юмор, сумел точно передать атмосферу 2000-х годов. В центре сюжета — жизнь и отношения новобранцев и старослужащих в одной из российских частей. Проект, снятый без особых претензий на драматизм, показал реалии военной службы, затронул темы дружбы, жесткой дисциплины и вошел в народный фольклор запоминающимися цитатами и персонажами.

«Не родись красивой» (2005-2006)

Режиссеры: Карен Захаров, Станислав Назиров, Роман Просвирнин

В ролях: Нелли Уварова, Григорий Антипенко, Раиса Рязанова, Георгий Тараторкин

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ Кати Пушкаревой (Нелли Уварова), застенчивой девушки из «другого мира», раз и навсегда вписался в культурный код нулевых. Российская адаптация колумбийского хита «Я — Бетти, дурнушка» неожиданно стала исповедью поколения, представительницы которого мечтают о любви и признании. Сериал «Не родись красивой», мягкая сатира на глянцевый бизнес, особенно актуален и сегодня, когда бренды снова ищут «натуральную красоту».

«Граница: Таежный роман» (2000)

Режиссер: Александр Митта

В ролях: Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров, Михаил Ефремов, Рената Литвинова

Кадр из видео

Телевизионная драма о жизни пограничников. Действие разворачивается в 1970-х годах в глухом гарнизоне, затерянном между советской тайгой и китайской границей. В этом закрытом мире, где чужие секреты становятся всеобщим достоянием, разыгрывается драматичный любовный треугольник: медсестра Ольга, ее властный муж капитан Голощекин и молодой лейтенант Иван, рискнувший бросить вызов устоям гарнизонной жизни. Режиссер Александр Митта создал сериал о людях, загнанных в рамки, который до сих пор считается одним из самых сильных авторских высказываний начала нулевых.