«Темные двадцатые»: как мем стал описанием времени и что не так с этим термином

Термин «темные двадцатые» появился в музыкальной критике почти случайно и неожиданно стал одним из главных обозначений эпохи. Он кочует из постов в паблик-токи, из мемов — в медиа, превращаясь в удобный способ говорить о разрозненной реальности. Разбираемся, как возник этот яркий ярлык, почему он так легко закрепился и что скрывает под собой.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
«Темные двадцатые»: как мем стал описанием времени и что не так с этим термином
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Что такое темные двадцатые

Кажется, что этот термин естественен и просто сочетание слов, описывающих нечто обыденное — ситуацию тотальной нестабильности 2020-х, вызванную пандемией COVID-19, экономическими проблемами и политической сепарацией. Термин, зародившийся в среде музыкальной критики, тем не менее становится все более вездесущим и определяющим время аналогично тому, как события 30-летней давности называют лихими девяностыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще кажется, что это шутка, которую не стоит слишком принимать всерьез. Трэп-критик Даня Порнорэп придумал термин «темные двадцатые» (далее ТД) наотмашь — за мематичным термином нет зацементированного значения.

Именно поэтому кажется, что воспринимать термин серьезно, тем более подвергать критике, — занятие абсурдное. И все же ТД уже легитимизировали институции, на основе термина проводят паблик-токи, и на него все больше ссылаются блогеры. А значит, самое время понять, что происходит.

Впервые публично и открыто Даня Порнорэп использовал термин ТД в подведении музыкальных итогов на «Афиша-Daily» в конце 2024-го, то есть на экваторе десятилетия. Порнорэп употребил термин в адрес рэперов (Зангези, Бездомный) и группы «Пошлая Молли». Даня умеет выбивать людей на байт, подобным образом выглядят и все его комментарии в материале «Афиши»: они написаны весьма вычурно, а сам термин ТД написан с заглавных букв, лишен конкретики и использован просто как претенциозный аналог 2020-х.

Все же термин не канул в Лету. Дальше Даня употребил ТД в контексте рассуждения о том, как Платина делает скуфство новым свэгом. В постах Дани одним из главных аватаров ТД и их чувственности станет как раз Платина наряду с новой волной саундклауд-рэпа. Позже Даня предложит даже словарь темных двадцатых, а Даниил Бельцов, в будущем основатель фестиваля музыкальной критики «Беседы о русском рэпе», первым попытается осмыслить роль термина. Судя по его словам, термин ТД становится похож на скрепу для разных культурных сфер, но неизбежно вызывает споры. Но вызывает ли?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорее удивляет, как ТД стали общим местом для блогеров и критиков. Если термины типа «новые добрые» тут же порождают критику и несогласие, то ТД по умолчанию стал принят как термин, описывающий состояние эпохи наиболее исчерпывающе. Но почему? И что из всего этого можно сказать о ТД?

Темные двадцатые — наш brat summer

Строго говоря, понятие «темные двадцатые» описывает не больше, чем ощущение от эпохи, и вирусизация термина явно указывает на его абстрактность. Каждый может наделять ТД тем содержанием, которым хочет, а может и не наделять вовсе. Это такой brat summer, но совсем в другой культурной ситуации и с заделом не на сезон, а на десятилетие. Показательно, что Порнорэп ввел термин и только после стал предлагать его значение — по-прежнему довольно размытое. Описывает ли термин ситуацию за пределами России? Подразумевает ли он, что десятые были «светлее»? И если да, то почему? Все эти вопросы остаются без ответа.

В чем тогда выявляется прагматика термина? В силу абстрактности ТД становятся условно (но только условно) некой общей картой, на которую оказывается нанесен каждый, кто обращается к этому термину. Типа, раз мы используем термин, то мы все в одном инфополе, значит, каждый из нас стремится вымолвить какое-то слово, а потому каждый из нас — участник. ТД в этом свете — не ключ к пониманию сегодняшнего времени, а обычный мудборд, который может пополнить каждый из нас: вот ветеран едет в метро рядом с фаном Kai Angel, вот Инстасамка обсуждает создание законов, а вот рэперы переписывают свои тексты. Но вопрос: что мы с этим будем делать? И какое отношение ко времени тут подразумевается?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тот же Бельцов выдвинул альтернативу: сказочные двадцатые. И хотя она мне кажется удачнее (или хотя бы поэтичнее) оригинала, но делит с ним все проблемы: мы можем до бесконечности заменять одно слово на другое, но де-факто их содержание одинаково компилятивно и абстрактно. Это особенно иронично при разговоре о терминах, в которых Бельцов хочет видеть потенциал к формированию общего культурного поля. Термины эти не объединяют людей на основе хоть чего-то конкретного и реально общего, не высвечивают общее отношение к эпохе, а в лучшем случае предлагают вайб. Поэтому неудивительно, что оба термина выражают эпоху через прилагательное.

Разумеется, так можно придраться к любой эпохе, которая исторически носит подобный термин, — лихие девяностые или ревущие двадцатые. Подобные термины скорее служат для брендирования эпохи, а не для всеобъемлющего описания. Девяностые, например, были временем тотального отрыва всех от всех, и общее описание цайтгайста едва ли породило общность. Наоборот, каждый реагировал по-своему: коммунисты впали в ресентимент, богема чествовала анархическую свободу, а либералы грезили о демократизации России. Поэтому я не столько предлагаю критику конкретного термина, сколько проблематизирую сам подход к подобному принципу поиска названия для эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что скрывают темные двадцатые

Настоящая проблема с подобной терминологией лежит в сфере эстетики. Именно вайбовый характер «темных двадцатых» сообщает о термине все: взглянув на то, как термин возникает в том или ином посте символическим хештегом, легко заметить, что он приобретает качество этакого трейд-марка: типа, заверено, эстетика ТД.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через «темные» или «сказочные» мы как будто скрываем проблемы времени за эстетикой, стараемся увидеть нечто красивое зачастую в катастрофическом, что-то адаптивное — в ситуации, когда адаптироваться становится все сложней. Через термин мы не вскрываем причинно-следственную связь того, что описываем им, а маскируем вайбом. Термин «темные двадцатые» не столько описывает консервативную эпоху, сколько консервирует отношение к реальности. В силу этого, он скрывает «нетемные тридцатые», не дает заглянуть за горизонт ближайшего завтра, а заранее программирует на отношение, что следующие десять лет будут по умолчанию такими же, если не хуже. Тем временем задача критика, как я ее всегда видел, заключается именно в том, чтобы вскрыть механизм, расколдовать мир, а в идеале еще и подбодрить читателя — не предложить поучаствовать в создании мудборда из триггеров, а подарить ему карту в мире, который, как может показаться, не поддается картографии.

Есть ощущение, что именно такая позиция может сложить ту самую ситуацию, при которой «музыкальная, арт-, кино- и любая другая критика не просто могут, но должны иметь точки пересечения». Потому что термин, вскрывающий причинно-следственную связь темной эпохи, порождает общее к ней отношение.

Бельцов пишет, что скучает по временам «афишевских нулевых», но случайно не замечает разницу между терминами — будь то темные или сказочные, но как термины они не дают понять, кому и почему принадлежат эти самые двадцатые и что их создало. И если мы попробуем ответить на вопрос, чьи двадцатые, то вдруг окажется, что и десятые были не сильно «светлее». Может быть, и числительное потеряет свою ошибочно незыблемую позицию. Но главное, на этом этапе нам заранее придется думать о термине для тридцатых — и думать так, чтобы они не оказались «темными».