Тина Канделаки — о прошлом, настоящем и будущем телевидения

Тина Канделаки — одна из самых известных в стране телеведущих, которой удалось стать одним из самых известных медиаменеджеров. Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов обсудил с ней будущее телевидения и перемены, которые она принесла на канал ТНТ.
фотограф: Егор Заика

Давайте с самого начала. В 1993 году вы оставляете медицинский факультет и решаете поступить на журфак. Почему?

— В 1993-м в Грузии появляется коммерческое телевидение. Страна меняется, все меняется. А мне в этот момент нужны деньги, семье нужны деньги. И я понимаю, что мединститут – это, конечно, прекрасно, но это еще шесть лет учебы минимум, и все это время я ничего зарабатывать не буду. А рядом ходят звезды нового грузинского телевидения, молодые, прекрасно зарабатывающие, совсем не похожие на прежних советских телевизионщиков, – другие люди, классные, модные, стильно одетые. Грузинский канал «Мерерхи» тогда только строился – по образцу MTV. И вот я прихожу и достаточно быстро оказываюсь в кадре, в прямом эфире. И месяца через три становлюсь абсолютно самостоятельной девочкой, которая зарабатывает деньги и помогает своей семье.

Это сложно было?

— Вообще, забавно, что я человек довольно закрытый. Но когда я это говорю, никто не верит. Кроме того, я всегда была рациональна. Из ситуации, в которую я тогда попала, был единственный быстрый выход – телевидение. Я спокойно проанализировала свое положение и поняла, что план с телевидением сработает, если я приложу достаточно усилий и буду много трудиться. Ну и дальше трудилась. И вот что получилось. Сначала я еще пыталась совмещать работу на телевидении с учебой в медицинском. Успеваемость быстро начала падать, мои преподаватели переживали – говорили, будешь потом жалеть, здесь профессия, а там непонятно что. Спасибо маме и папе, которые меня тогда поддержали.

Прямо безоговорочно?

— Ну не совсем и не сразу. Мама с трудом смирилась, но сказала, что раз уж я иду на телевидение, то и там я должна быть лучшей. Папа долго не понимал, почему я это делаю: в те времена у девочек из хорошей семьи так не было принято. Он смирился чуть позже, когда понял, что я популярна, что зрители меня полюбили.

А что вы сами смотрели, вне работы?

— Мои детство, юность пришлись на становление компании ВИД. Соответственно, я, как и все, смотрела все, начиная от «Поля чудес» и заканчивая «Темой» Влада Листьева. Из западного – когда я жила в Грузии, там как раз начали показывать MTV. Я знаю тех ведущих, которых вообще мало кто помнит в нашей стране. Это Ребекка ДеРуна и Пол Янг. Я выросла на них. Погуглите, уверена, что люди сегодня уже могут их не знать. Но они были ключевыми звездами телеканала MTV.

фотограф: Егор Заика

Насчет MTV вопрос – а музыку вы какую любите?

— Ну, я же диджей, вы же понимаете, что у меня профдеформация. Я долго работала на радио. Отвечу так: Nirvana.

Nirvana?

— Nirvana.

А какой-то юмор западный?

— Ну не обязательно западный, мы как раз недавно говорили с Данилой Шараповым о том, насколько сегодня может быть актуальна программа «Вокруг смеха» Александра Иванова. Но из западного юмора я всегда любила Late night show. Я давно в списке фанатов Джимми Фэллона. Мне он и как ведущий очень нравится – очень музыкальный, очень подвижный, он, я бы так это определила, похож на твоего соседа. Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле это богатый и влиятельный человек и в соседях у него не его зрители. Но это вот такой телевизионный товарищ, который нужен каждому человеку, проводник в мир звезд. И я всегда за этим форматом следила. Но я могу сказать, что гораздо большее влияние на меня оказала телекомпания ВИД. Странно было бы говорить, что нас воспитало американское телевидение. В постперестроечный период на нашем ТВ быстро начали показывать отчасти адаптированные, отчасти собственные шикарные форматы, и все это даже сейчас смотрится качественно. Все, что делал Влад Листьев, было прорывом.

А художественная литература?

— Я довольно много читаю. Сейчас читаю «Тайный город» Панова, я поклонник. Пелевина читаю, и даже несмотря на то что книги Transhumanism inc. и «Путешествие в Элевсин» – это уже путешествие не для слабонервных, я все равно осталась верна Виктору Олеговичу. Спасибо ему за ту прекрасную цитату, которую он мне подарил в одной из своих книжек: «Это был поцелуй горячий, как поцелуй Тины Канделаки». Больше никто из писателей меня не увековечивал в русской литературе. (Улыбается.) Керуака люблю. Фицджеральда могу перечитывать бесконечно, просто потому что у него из всех американских писателей самые изысканные отношения между мужчинами и женщинами. В достаточно раннем возрасте прочла и полюбила Генри Миллера. Ну и русская литература, конечно. Наверное, мой писатель – Булгаков, по буйству воображения и по, скажем так, желанию создавать вселенные. Конечно, это свойственно нескольким русским классикам – Толстому, Достоевскому, Гоголю. Но Булгаков уж очень кинематографичный. Толстой на меня в свое время произвел большое, серьезное впечатление. Его, понятно, задавали в школе, и это было какой-то каторгой – прочитать «Войну и мир» от начала до конца. Но когда я все-таки дочитала, у меня впервые сформировалось взрослое понимание сложности мира. Есть писатели, которые тебя развлекают. И ты как будто смотришь кино. Читая Толстого, ты не смотришь кино. Хотя его много раз экранизировали и экранизируют еще неоднократно. Лично мне, маленькой читательнице, Толстой впервые дал ощущение ответственности за поступки. Объяснил, что, к сожалению, за все придется платить.

Интересно, что вы топ-менеджер, который любит Керуака.

— И Лимонова. И еще могу удивить: Буковски. Я человек рациональный, но что теперь – как партбилет показывать Айн Рэнд? Я и фантастику люблю. Обожаю Айзека Азимова, Кира Булычева, Урсулу Ле Гуин. Ее у нас, мне кажется, незаслуженно мало знают. Я не красуюсь, когда говорю, что люблю читать, а дарить мне надо книги. Я в жизни довольно мало путешествовала – разве что муж куда-то вытаскивал. Мои путешествия больше внутренние, это книги.

Вы сказали, что любите Булгакова и Достоевского. Кто, на ваш взгляд, более созвучен времени?

— Ну просится Достоевский, сейчас модно так говорить. Языком Достоевского легко описать мир, который погружается в конфликты. Но мне все-таки ближе Булгаков, я предпочитаю киновселенные. Булгаков, конечно, тоже тот еще оптимист. Хотелось бы жить в мире более легкомысленных писателей.

А какой вы руководитель – гуманный или строгий?

— Строгие руководители бывают очень разные. Вообще, если человек с людьми ведет себя всегда одинаково, то он руководитель плохой, потому что люди-то друг от друга отличаются. Поэтому я стараюсь быть разной. Вот этот момент для меня очень важен, потому что я сейчас занимаюсь преимущественно скаутингом. Моя задача – из того пула людей, с которым я работаю, выбирать лучших, создавать для них новые возможности и двигать их выше. Например: при Жарове сменились два ключевых генеральных продюсера на двух каналах — ТНТ и ТВ3. Случай за последние 10 лет истории телевидения беспрецедентный. На их место пришли два новых человека, обоим по 37 лет. Это вообще другой тип мышления, поведения, управления – всего. И это круто, потому что они будут делать совсем другое телевидение. И вот моя задача как руководителя – привлекать таких людей.

Вы работали и в крупных структурах как наемный сотрудник, и были владелицей разных бизнесов. В какой роли вам комфортней?

­­— Я могу и так и так. Мне важнее, что именно я делаю. Например, мне нравится продавать, и я хорошо умею это делать. И даже когда я отвечаю только за производство контента, мне всегда интересно контролировать цено­образование и наблюдать за отношениями со спонсорами и рекламодателями. То есть, проще говоря, я обожаю торговаться для сметы. Мне не лень позвонить разным людям в этом городе – иногда очень высокопоставленным, а иногда очень простым. От рынка до аэропорта – я везде позвоню, если нужно. Чем отличается свой бизнес от корпоративного? В своем бизнесе ты всегда должен понимать, что при любом кассовом разрыве ты должен компенсировать его сам. Я этого не боюсь, у меня такое было, я к этому всегда психологически готова. С другой стороны, корпоративные истории интереснее тем, что там часто невероятные возможности – у меня никогда не было компаний с такой выручкой. Потом на телевидении я уже прошла все ипостаси, у меня за плечами карьера. 30 лет – это очень много. А как топ-менеджер я еще в том возрасте, когда многие только начинают. Есть где выразить себя, есть куда развиваться.

Отдыхать, наверное, сложно при такой интенсивности? Как вы вообще отдыхаете?

— Для меня лучший отдых – с семьей и детьми. С ними я отдыхаю, расслабляюсь, подзаряжаюсь. Личное для меня, безусловно, важнее всего несмотря на карьеру. Многие женщины жертвуют личным, чтобы построить карьеру. Я бы так не смогла. Я грузинская женщина, для меня семья – на первом месте. Если бы я не родила рано детей, если бы у меня не было такой большой семьи, если б я не была многодетной матерью, то, наверное, мне было бы сложно сохранять сегодня этот баланс, столько работать и оставаться энергичной и оптимистичной. Когда люди спрашивают, где я беру энергию, я всегда улыбаюсь про себя. И думаю: ну это же очевидно. В семье.

фотограф: Егор Заика

Как за последнее время изменилась и как сейчас меняется индустрия в целом?

— Ну смотрите, мы сегодня имеем дело с весьма искушенной аудиторией, которую очень сложно чем-то новым удивить и увлечь. Причем не только на ТВ, но уже и на платформах. Видеосервисы – новая реальность, с этим бессмысленно спорить, но сейчас они уже не выглядят как ребята с бездонными карманами, которые могут позволить себе все; им нужны не только премиальные подписчики, но и аудитория ТВ, поэтому индустрия разворачивается в сторону партнерств всех со всеми, чтобы и экономика проектов сходилась, и аудитория продукта была как можно больше. Этот тренд, кстати, актуален и для западного рынка, где платформенные драмы, которые поначалу работали на имя стримингов, уже не собирают массовую аудиторию за редкими исключениями.

И я полностью согласна с Николаем Борисовичем Картозией в том, что телевидение сейчас переживает ренессанс. Интернет в каких-то случаях делает звезд для телевидения, а не наоборот. Это люди, которым не надо было добираться до московских продюсеров. Которые у себя дома на коленке создавали блоги. И в итоге они превратились в главных новых звезд интернета – от Иды Галич до Анастасии Ивлеевой. Но потом многие платформы на территории России ограничили, а интернет-звезды, соответственно, повзрослели и оказались где?

В телевизоре?!

— В телевизоре! Все они захотели быть телезвездами и в течение последних двух лет хотят иметь телевизионные контракты. Интернет не вытеснил телевизор, он превратился в своего рода отборочный тур. Когда меня спрашивают: «Как до вас дописаться? Я хочу вам себя показать!», я говорю, не надо мне ничего специально показывать, просто скажите, где вас можно увидеть. Какой контент вы производите, просто снимая на телефон? Потому что, если вас смотрят три человека, нам с вами, скорее всего, не стоит встречаться.

То есть телевидение и дальше будет эволюционировать, на ваш взгляд?

— Давайте возьмем пример ТНТ. Проблемой ТНТ раньше был большой процент архивного контента, ключевых программ, снятых в 2010, 2011 годах. Появлялись сложные сериалы. Но это штука горизонтальная, их хорошо смотреть на платформах. Они для медленного, спокойного смотрения. Людей, которые смотрят телевизор, не должна раздражать картинка, они должны максимально включиться. Для этого их надо развлекать. А развлечения должны быть разнообразными и понятными. На канале ТНТ всегда был юмор, но не хватало путешествий, не хватало любви, не хватало музыки. И мы все это дали. В России это особенно важно, здесь вообще не привыкли за телевидение платить. В результате только в России вы можете смотреть самые роскошные и дорогостоящие шоу и, главное, премиальный спорт совершенно бесплатно.

Фотограф: Егор Заика

Технический директор: Алексей Громов

Стилист: Ника Шабашова, Алексей Максименко

Художник-постановщик: Екатерина Потапова-ПерфильеваПродюсер: Валерия Лебедева

Ассистент продюсера: Елизавета Шелабина

Продакшн: TAYAT

Благодарим за предоставление украшений @resobject