Кроссовки дня: управляемые со смартфона Nike, которые получились лучше, чем из «Назад в будущее»

По просьбе Правила жизни команда паблика Please разобрала супертехнологичный релиз Nike, выпущенный три десятка лет и энное количество миллионов долларов спустя после начала работы, — и попыталась выяснить, есть ли в кроссовках как из скай-фая смысл в реальной жизни.

Кроссовки дня: Nike Adapt Huarache

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В эпоху умных домов, когда через Bluetooth и Wi-Fi к смартфону подключают кондиционер, кухонную печь и ошейник собаки, не удивительно, что электрификация наконец добралась и до кроссовок. Поэтому появление Nike Adapt Huarache с лампочками, у которых можно настроить любой оттенок свечения, было лишь вопросом времени.

Мало кто знает, но «хуарачи» («сандалии» по-мексикански) — самая популярная линейка орегонского гиганта: в прошлом году по всему миру было продано около четырех миллионов пар. История их создания достаточно тривиальна, ее полную версию можно найти в книге Родриго Коррала, Алекса Френча и Хоуи Кана «Кроссовки. История мирового безумия»: в 1990 году работавший в Nike дизайнер обуви Тинкер Хэтфилд катался на слаломных водных лыжах и неопреновые гидроботинки на них так его впечатлили, что он сразу же изготовил скетч будущих кроссовок. Конструкция имела три главных элемента: подошву, неопреновый носок и экзоскелет, поддерживающий стопу, — отсюда и название модели.

А вот история успеха Huarache гораздо занимательнее: изготовленный образец никто заказывать не захотел и в его производстве было отказано, однако один из менеджеров по продукту заказал 5000 экземпляров в обход воли руководства. «С этими пятью тысячами пар он отправился на Нью-Йоркский марафон <...> Он продавал их три дня в выставочном зале прямо напротив Таймс-сквер — все пять тысяч пар. Слух распространился моментально. <...> Через месяц мы от нуля перешли к заказам на полмиллиона пар», — поделился Хэтфилд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новинке, которую можно будет приобрести уже послезавтра, досталась технология автоматической шнуровки FitAdapt. Родство с оригиналом просматривается не с первого взгляда, и, хотя форма подошвы и остаточное подобие ребер жесткости (будто взятых с модификации Air Huarache Light) на месте, над внешностью третьих по счету «кроссовок будущего» серьезно поработали. Набор материалов уже привычный: где-то немного замши, где-то — элементы из резины, но в основном — сеточка для лучшей вентиляции, ведь прижимать верх к ноге можно очень плотно. Пока что предусмотрены две расцветки: желтая и белая с серебристыми элементами, а подошва окрашена в белый на обеих схемах.

Список технических возможностей пополнился возможностью снимать и надевать кроссовки, отдавая команды голосовому помощнику Siri, предустановленному на iPhone, и посредством Apple Watch. Регулировать посадку обуви можно для каждой ноги отдельно, а если с тонкой настройкой разбираться нет времени, то в программе предусмотрены два режима: chill и move, которые можно «разбавить» своими собственными — программа все запомнит. Задняя часть, в отличие от Adapt BB, неподвижна, но верх «открывается» достаточно широко, чтобы необходимость наклоняться к обуви отпала, — ошибки первой версии учли и исправили. Купить пару можно будет только через приложение Nike SNKRS, что вполне ожидаемо для такого громкого релиза.

Но оправданна ли шумиха вокруг него? Чтобы понять это, предлагаем обратиться к хронологии разработки и оценить масштаб вложенных командой Nike усилий.

Концепция самозашнуровывающихся кроссовок глубоко коренится в поп-культуре ХХ века. Про Nike Mag из sci-fi-комедии Роберта Земекиса «Назад в будущее 2» слышали буквально все, и спустя три года после ошеломительного успеха первой картины (в 1988-м) ставший впоследствии легендарным Тинкер Хэтфилд вместе с коллегой Марком Паркером начали конвертацию фантастического образа в предмет материального мира. Жизнь покажет, что процесс займет следующие три десятилетия — терпению Хэтфилда стоит отдать должное: им пришлось консультироваться с множеством ученых, переносить сроки, переделывать прототипы и потратить сумму, которую не разглашают даже в целях пиара — настолько она велика. Такое усердие в работе над этим и другими резонансными начинаниями не осталось незамеченным, и сейчас Хэтфилд занимает должность вице-президента подразделения дизайна и специальных проектов корпорации (Паркер «взлетел» еще выше — до кресла генерального директора).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1 декабря 2016 года появилась первая серийная модель на основе технологии E.A.R.L. (Electronic Adaptable Reaction Lacing) — HyperAdapt 1.0, техническая реализация которой велась с 2005 года: для этой задачи из собственного штата привлекли специалиста по пластику Тиффани Бирс, которой дали неограниченное время и бюджет. Со слов самого Хэтфилда в материале WIRED, к дизайну не приступали, пока не были решены инженерные проблемы, а их было ожидаемо много: высокое энергопотребление, отсутствие механизмов необходимых размеров и вопрос выбора материалов. Изначально почти никто не верил, что создать такой компактный механизм было возможно на данном этапе технического прогресса. Эта модель стала самой дорогой в истории компании и продавалась за $720 — кроссовки выходили небольшими партиями и по сей день есть в некоторых размерах на официальном сайте Nike (можно сделать выводы о не слишком высоком спросе на этот дорогущий релиз).

Небольшой таймлайн «как это было»:

2005 год — постановка задачи и исследование архивов;

2007 — после длительных технических исследований и консультаций со специалистами (от моделистов железных дорог до производителей медицинского оборудования) был представлен первый громоздкий прототип со стационарной батареей, лишь издали напоминающий хайтопы из фильма. Получение патента на изобретение;

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2011 — презентация копии Air Mag без автоматики, средства с продажи 1510 экземпляров пошли в фонд Майкла Джей Фокса, исследующий болезнь Паркинсона;

2012 — тесты прототипов средней готовности;

2013 — открытие надежного микромотора, доработанного Nike, и доступ к литий-полимерной батарее, способной держать заряд до двух недель (в роли «шнурков» выступила рыбацкая леска, оплетенная нейлоновыми полосками);

2015 — финализация дизайна и тесты в специальных учреждениях компании;

2016 — выход модели в свет.

Nike Adapt BB
Nike Adapt BB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тремя годами позже выходят первые баскетбольные кроссовки Adapt BB с усовершенствованной системой FitAdapt, также предоставляющей возможность точной регулировки степени фиксации стопы. Основным отличием от предшественника стала возможность управлять приводом не только с помощью подсвечивающихся в зависимости от уровня заряда кнопок на подошве, но и через приложение на смартфоне. Вторым улучшением стала динамическая задняя часть: пятка в новой версии отодвигается и расположить ступню в кроссовке можно без ложки для обуви. Заряжается пара с помощью беспроводной док-станции — HyperAdapt 1.0 подпитывались проводными устройствами на магнитах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Добились ли в Nike поставленной цели? Да. Отстояли статус лидеров рынка и инноваторов? Однозначно. В 2019 году отсутствие необходимости завязывать шнурки все еще выглядит диковинным, как и 30 лет назад, но эта возможность стала реальной и не нужна бригада из шести человек, чтобы создать видимость автономности (на съемочной площадке с помощью невидимых в кадре лесок как раз такая команда передавала мгновенное натяжение «шнурков»-полосок). Каждая новая итерация более дружелюбна к владельцу, что обнадеживает hi-tech-оптимистов. Да и ценник упал в два раза — глядишь, через пару лет умные кроссовки можно будет купить долларов за 200, что несомненно повлияет на их распространенность. Проблема с постоянно развязывающимися на ходу шнурками — особенно в коллаборациях с именитыми дизайнерами, часто жертвующими практичностью, — решена, а к вечеру и правда необходимо ослаблять шнуровку: такая у нас физиология — ноги отекают.

На первый взгляд, будущее уже здесь, но минусы есть и тут. Во-первых, полным функционалом программного обеспечения можно будет пользоваться, лишь передавая данные о своих передвижениях, их продолжительности, скорости и иную информацию. Автоматически встает вопрос о безопасности персональных данных (Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Apple не дадут соврать). Во-вторых, программы дают сбои: TheVerge сообщает, что самые критические — на операционной системе Android. После них даже физические кнопки на кроссовках выходят из строя, не говоря уже о дистанционных устройствах. В-третьих, необходимость заряжать обувь, пусть и редко, станет головной болью и «подкараулит» в самый неподходящий момент. Кроме того, возникают особые потребности по переработке завершивших жизненный цикл устройств, которые осознает и руководство Nike, заявляя о планах разместить в магазинах бренда пункты сбора батареек и технологичных пар. Перечислять можно долго, а вывод напрашивается один: плюсы этого концепта пока не способны перевесить минусы. Мы не получили принципиально новых возможностей, просто существующие стали удобнее, да и то: удобство здесь — вещь, о которой можно поспорить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так маркетинг это или самозашнуровывающиеся кроссовки жизнеспосбоны и за пределами выставок и тематических сообществ? Конечно, на данный момент функция маркетинга выходит на первый план, однако объем проделанной работы не позволяет все сводить только к нему. Происходит «обкатка» технологий в повседневной жизни, а деятельность Nike можно сравнить с фундаментальными научными исследованиями, но в своей области: результата в короткой перспективе ждать не стоит, но лет через 5–10 этот тип обуви может занять подобающее положение на рынке. Насколько быстро это произойдет, зависит как раз от грамотной PR-кампании, ценовой политики и перво-наперво от того, как скоро умные кроссовки сделают действительно практичными. Ведь мы любим их в первую очередь за это.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: