Демна Гвасалия рассказал о геноциде грузин и непростых 90-х на показе Vetements

Не самая сенсационная, зато точно самая личная коллекция дизайнера
Демна Гвасалия рассказал о геноциде грузин и непростых 90-х на показе Vetements
Getty Images

Вчера в Париже, в ходе (но не в рамках) Недели высокой моды прошёл показ новой коллекции Vetements весна-лето 2019. Демна Гвасалия, основатель и креативный директор бренда, как всегда провоцирует. На сей раз он решил познакомить публику с историей своей родины — Грузии, точнее с конкретным ее периодом. Коллекция — трибьют грузинским 90-м, тяжелой поре, в которую дизайнер рос. В центре внимания — грузино-абхазский конфликт и геноцид 1992-1993 годов, когда в Абхазии проходили так называемые этнические чистки (массовые убийства грузин, и не только грузин, жертвами тогда становились и сами абхазы, а также русские, греки, армяне и другие народы). Подробная историческая справка доступна каждому, у кого в руках смартфон. Гвасалия превратил это в полноценный диджитал-проект — запустил специальное приложение, которое позволяет, отсканировав QR-код, расположенный на вещи, попасть на страницу в Википедии повествующую о трагедии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тема читается и в букете референсов, Демна снова прибег к цитированию и переосмыслению типажей. Что за отсылки тут присутствуют, и как их трактовать, сейчас расскажем.

Грузинские модели

Во первых для этого показа Гвасалия провёл кастинг в Грузии — на подиум-банкетный стол вышли десятки его земляков. Посыл такой — всем этим ребятам от 20 до 30 лет, то есть они застали 90-е. То непростое время повлияло на них и продолжает влиять. Молодые люди будто лишило голоса. Они — олицетворение политического режима, при котором свобода слова номинальна (по мнению Демны), при котором на самом деле нельзя сказать, что думаешь и быть при этом услышанным. Как говорит Гвасалия, «В его родной стране нет настоящей свободы». Об этом и стремится заявить.

Vetements весна-лето 2019
Getty Images
Vetements весна-лето 2019
Getty Images

Грузинский язык

В коллекции много грузинского алфавита. На худи, свитшотах и бомберах — традиционный для Vetements набор — красуются грузинские слова и лозунги — «Хватит», «Боже, прости нас». Последняя фраза — ироничная отсылка к действиям церкви. В мае, когда в Тбилиси под предлогом охоты на наркодилеров закрывали клубы (в первую очередь знаменитый Bassiani — грузинский Berghain), молодежь митинговала, устраивала рейвы у Парламента, а служители церкви в свою очередь выступали против них словно против бесов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Vetements весна-лето 2019
Vetements весна-лето 2019
Getty Images

Война

Вот эта девушка в кожаном пальто и БДСМ-маске — война, этот парень в увесистом кожане — тоже. О войне 1992-1993 годов мало говорили, но она от того не переставала быть брутальной и беспощадной.

Vetements весна-лето 2019
Getty Images
Vetements весна-лето 2019
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Флаги и гербы — символ национализма

На почве чего случаются войны? Куртки в цветах национальных флагов России, Грузии, Украины, Турции и США — олицетворяют мысль о том, что идея собственного превосходства приводит к страшным последствиям.

Vetements весна-лето 2019
Getty Images
Vetements весна-лето 2019
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рубашка выпускника

Эта рубашка разрисована не просто так. В Грузии есть такая традиция — выпускники старших классов в день последнего звонка пишут друг другу пожеланию на парадных белых рубашках, пожелания на целую жизнь вперёд, самые тёплые и искренние. Сувенир потом бережно хранят долгие годы. Красивая традиция — в противовес образу войны.

Vetements весна-лето 2019
Vetements весна-лето 2019
Getty Images

Тюремные татуировки

Некоторых моделей Демна нарядил в капроновые лонгслив цвета тела с имитирующими татуировки узорами на них. Идея не нова — Мартин Марджела и Джон Гальяно делали такое аж 20 лет назад — все это сразу подметили, на то и был расчёт. Дело тут не в трюке а в характере татуировок. У парней на груди расположились купола и барышни в кокошниках, как у заключенных. Ещё один атмосферный референс к 90-м, ко времени криминального разгула.

Vetements весна-лето 2019
Getty Images
Vetements весна-лето 2019
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цой

Не обошлось и без упоминания Виктора Цоя и группы «Кино» — символа эпохи перемен и борьбы за свободу. Портреты музыканта возникли на футболках и худи. Цоя не стало в 1990, но песни его слушали всю декаду и продолжают слушать до сих пор. Потому что тексты не теряют актуальность.

Vetements весна-лето 2019
Getty Images
Vetements весна-лето 2019
Getty Images

И в заключение

Демна давно использует кириллицу и разные неоднозначные высказывания на русском. В это раз он высказался предельно прямо. Крик души «прозвучал» с толстовок, носков и прочих мерчеподобных предметов. Кто кричал? Наверно все те же «лишенные голоса» люди, которые не смотря ни на что отказываются молчать. Последние события в Грузии показали (и речь не только о выступлениях за свободу рейвов), что в этой стране власть — пусть, не всегда приветливый и готовый идти на уступки, но все-таки собеседник, с которым можно разговаривать и договорится. Так что не будем столь категоричны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это далеко не все отсылки — только самые очевидные. Были там и принты с мишенями и пулями разного калибра — про войну, каблуки в форме стопок монет — про бедность, отрывки стихов грузинских поэтов, от которых по коже муращки — про душу, и многое другое. Спасибо Демне за откровенность и за память.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Vetements весна-лето 2019
Vetements весна-лето 2019
Getty Images