Продуктовая картина: что происходит с ценами на маргарин?

Россияне любят выпечку, и в качестве жировой основы для приготовления теста повсеместно используется маргарин. Широко этот товар используется в пищевой промышленности — то есть подорожание маргарина напрямую влияет на стоимость хлебобулочных изделий в магазинах.
Маргарин в апреле стал одним из лидеров по росту цен: по данным Росстата, за месяц он подорожал на 12,9%, а с начала года — уже на 30,05%. Разбираемся, почему так случилось.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему растут цены?

Стоимость маргарина формируется из стоимости растительных масел (его сырьевой основы) и других пищевых ингредиентов, которые импортируются в страну для производства маргаринов, — например, пальмового масла. Кроме того, на цене продукта неизбежно сказываются логистические издержки и затраты на упаковку.

Собственно, цены растут из-за резкого подорожания импортного сырья, объясняет гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Укрепление рубля не спасает ситуацию, импорт дорожает в том числе из-за проблем с логистикой и ограничений, введенных западными партнерами. Увеличились и расходы предприятий на упаковку готовой продукции, добавляет исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.

Еще одна важная причина — мировой рост цен на растительные масла, из которых в основном и состоит маргарин. По мнению Федякова, с учетом спецоперации есть риск того, что повышение цен продолжится, ведь международный рынок немало зависел от поставок растительных ингредиентов из Украины.

Также с конца апреля Индонезия, крупнейший мировой производитель и поставщик пальмового масла, серьезно ограничила его экспорт на фоне роста цен этого продукта в стране. Это привело к подорожанию пальмового масла на международных рынках, а это один из важнейших ингредиентов в пищевой промышленности.

Как менялось потребление маргарина?

Россия начала активно наращивать производство маргарина в 2014 году (на 13%, до 933 тысяч тонн в год) после введения запрета на ввоз из-за границы животных жиров и молочной продукции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маргарин в то время набрал популярность в связи с сокращением покупательной способности населения в условиях кризиса и общего роста цен: производители стали добавлять в продукты дешевый маргарин вместо сливочного масла, точно так же принялись экономить на приготовлении пищи и сами потребители.

В последние пять лет потребление маргарина в России находится примерно на одном уровне — около 1,3 млн тонн в год. При этом страна производит этого продукта больше, чем необходимо для внутреннего потребления, поэтому более 200 тысяч тонн ежегодно уходит на экспорт.

Последствия роста цен

Что касается России, то нынешний рост цен на маргарин приведет к повышению себестоимости хлебобулочных изделий, прогнозирует гендиректор Infoline. По его словам, сейчас уже наблюдается ее рост на уровне 5–10%, и он может увеличиться по мере того, как у производителей будут заканчиваться складские запасы маргарина.

Между тем ни о каком дефиците маргариновой продукции речи не идет, заверяет Мальцев, ссылаясь на данные о высоком уровне производства и экспорта этого продукта.