Оспа обезьян: какие симптомы у этого заболевания и нужно ли бояться новой пандемии?

Оспа обезьян расширяет географию — инфекция обнаружена почти у 1000 человек в неэндемичных странах, то есть в тех, где инфекции не должно быть (здесь можно рассмотреть интерактивную карту распространения вируса). Что это за вирус, как он связан с натуральной оспой, насколько опасно заболевание и как его лечить, по просьбе «Правил жизни» объясняет врач-инфекционист Оксана Станевич.
Оспа обезьян: какие симптомы у этого заболевания и нужно ли бояться новой пандемии?

Оспа обезьян обнаружена уже почти у 1000 человек в странах, где ее не должно быть, то есть неэндемичных для нее (здесь можно рассмотреть интерактивную карту распространения оспы обезьян).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вирус относится к тому же роду, что и вирус натуральной оспы. Натуральная оспа, о которой нам известно из кинематографа и художественной литературы, была невероятно смертельной и распространялась повсеместно. Но благодаря всеобщей кампании вакцинации, проводимой с начала XVIII века, натуральная оспа была побеждена — в 1978 году зарегистрирован последний случай этой инфекции.

Несмотря на то что вакцинация во многом была навязанной, сопротивление общества было наименьшим: до изобретения вакцины люди в течение почти целого столетия проводили «вариоляцию» для предотвращения заражения, то есть втирали в свежие ранки здоровых людей небольшое содержимое сыпи больных. Однако для беспокойства по поводу безопасности вакцины имелись все основания — она была первой разработанной в мире и, ко всему прочему, живой и из вируса коровьей оспы. С помощью нее Эдвард Дженнер предотвратил тяжелое течение натуральной оспы у восьмилетнего мальчика в 1796 году.

Происхождение оспы обезьян

В «обычной» жизни вирус предпочитает некоторые регионы Центральной и Западной Африки, например Демократическую Республику Конго, где он впервые был идентифицирован у больного человека в 1950 году. Фактически же вирус существует гораздо дольше — по крайней мере несколько тысяч лет (южнее от Сахары). В течение этого времени вирус разделился на западный вариант и более патогенный центральноафриканский вариант.

С момента появления вируса в поле зрения врачей и ученых его обнаружили еще 59 раз в период с 1970 по 1980 год, и летальность среди заболевших была довольно высокой — около 1,7%. Это во много раз меньше, чем от «большой» формы натуральной оспы (когда сыпи настолько много, что она сливается) — среди таких больных смертность достигала 30–50%. Первая же вспышка обезьяньей оспы за пределами Африки случилась в США в 2003 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Распространение инфекции

И снова вирус от животных: обезьяна и человек делят между собой титул «хозяин», как высшие приматы, при этом не будучи основным резервуаром инфекции в живой природе. Предположительно, мелкие грызуны вирусу нравятся больше, от них обезьяны и подхватывают оспу. Несмотря на то что у вируса есть более предпочтительные и менее предпочтительные хозяева, последние тоже могут служить источником инфекции друг для друга. Другими словами, больная обезьяна может заразить человека, а он, в свою очередь, заразен для окружающих людей. Но для этого нужно несколько условий.

Какие это условия?

  • отсутствие иммунитета после вакцинации от натуральной оспы (для тех, кто получил прививку до 1985 года);
  • отсутствие иммунитета после перенесенной обезьяньей оспы в прошлом;
  • а также тесный контакт с жидкими секретами больного* или его высыпаниями.

* Больным может быть не только человек, но и животное, поэтому здесь добавляется дополнительный фактор риска в виде укуса. Причем чем более тесным и длительным был контакт, связанный с большей вероятностью обмена жидкостями (например, укус против касания), тем больше риск развития среднетяжелых и тяжелых форм заболевания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выглядит инфекция?

Обезьянья оспа называется так неспроста — со всем известной натуральной оспой ее сближает наличие сыпи на теле в виде гнойничков, или пустул. Появляется она через два-три дня от момента повышения температуры и примерно через две недели от инфицирования. Сыпь распространяется центробежно от туловища к конечностям, вовлекая в конце концов ладони и стопы. Высыпания трансформируются первоначально из папул (воспалительные пятнышки) в везикулы (пятнышки с пузырьком, в котором жидкость еще прозрачная), затем в пустулы (когда жидкость внутри пузырька инфицируется), которые в течение двух-трех недель вскрываются с появлением корочки. Корочки, отпадая, оставляют за собой пигментные пятна. Больного беспокоит не только сыпь, но и тошнота, рвота, диарея, выраженное недомогание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важным и неудобным отличием обезьяньей оспы можно считать малочисленность высыпаний на коже: они могут появиться лишь в месте контакта с заболевшим животным или человеком, к тому же в местах, незаметных глазу, — например, в промежности, если этому предшествовал половой контакт.

В остальном обезьянью оспу довольно сложно отличить по анализам от дежурного «чем-то болеет»: изменения в лабораторных анализах достаточно нехарактерные. Поэтому для подтверждения диагноза важно сдать материал из пустулы на генетический анализ вируса или кровь на антитела к вирусу обезьяньей оспы. И поскольку мир сейчас весьма обеспокоен по поводу этой инфекции, имейте в виду, что о вас обязательно сообщат в эпидемиологическую службу вашего региона, даже если чувствуете вы себя неплохо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
оспа обезьян

Как лечить?

Удивительно, но, как и с натуральной оспой, в основном реально необходима поддерживающая терапия. Буквально — к противовирусным препаратам следует прибегать в крайних случаях, и самым эффективным средством остается собственный иммунитет, который подавлять, как в случае с Covid-19, точно не надо. Поддерживающим можно считать такое лечение, как нормализация водно-солевого баланса после повторной рвоты и диареи, и антибиотики, но только в случае наличия признаков инфицирования мягких тканей под кожей или слизистыми с вероятным развитием флегмоны или абсцесса. Что такое крайние случаи? Иммунодефициты вследствие ВИЧ, противоопухолевой терапии, а также среднетяжелое течение инфекции у пожилого человека, маленького ребенка или беременной женщины. Самостоятельно для профилактики принимать никакие противовирусные препараты нельзя — потенциальный вред препарата в таком случае может превысить потенциальную пользу. Зато если бы была вакцина, скорее всего, она работала бы как экстренная профилактика — то есть как способ предотвращения инфекции после контакта с больным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть можно предотвратить?

Да, и такой препарат уже разработан: он содержит ослабленный живой вирус натуральной оспы, не способный к размножению, и благодаря перекрестной реактивности он защищает от тяжелого течения как натуральной, так и обезьяньей оспы. Препарат носит название MVA (modified vaccinia Ankara) vaccine, коммерческие названия — Imvamune и Jynneos. Более сильным аналогом считается живая вакцина ACAM2000 от натуральной оспы, которая уже рекомендована наиболее авторитетным комитетом ACIP (комитет по иммунопрофилактике CDC) для вакцинации групп риска, подверженным высокому риска заражения: тем, кто работает в лабораториях с вирусом оспы или с животными, в том числе в дикой природе, а также тем, кто ухаживает за больными.

Долго ли будет работать защита?

Предположительно, пожизненно. Почему? Когда специалисты анализировали вспышку обезьяньей оспы 2003 года в США, выяснилось, что те, кто был привит от натуральной оспы 49 лет назад, не имел выраженных симптомов обезьяньей оспы, если был инфицирован, а иногда даже не замечал, что был болен. Это помогло понять, что истинная распространенность инфекции в тот период могла быть гораздо выше оцененной.

Следует ли бояться пандемии?

Для ответа на этот вопрос нам понадобятся первые систематизированные данные о причинах такого распространения: связано ли это с какими-либо новыми мутациями вируса, повышающими его заразность. Несмотря на то что генетический материал вируса представлен малоизменчивой двуцепочечной ДНК. Так или иначе, имея в наличии безопасную вакцину, мы уже сейчас можем предотвратить любую возможную катастрофу, связанную с этой инфекцией.