История одной вещи: железный конструктор, заменявший советским детям Lego

Как гласит популярная шутка, «в СССР игрушек было мало, и те железные». В каждой шутке есть доля шутки, ведь советский железный конструктор до сих пор у многих вызывает приятную ностальгию — его любили (и продолжают любить) за почти безграничные возможности самовыражения. Рассказываем его историю.
История одной вещи: железный конструктор, заменявший советским детям Lego

В СССР набор из множества металлических пластин с дырочками, болтов и гаек называлась просто «Техническая игра "Конструктор" или иногда "Конструктор "Юность" — кажется, иметь такой полагалось каждому мальчишке начиная с шестидесятых годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее игрушка не была советским изобретением — идею конструктора позаимствовали у британцев. Изобретатель Фрэнк Хорнби еще в 1898 году придумал сборную игрушку для двух своих сыновей: она состояла из металлических полосок, колес, осей, болтов и гаек и позволяла самостоятельно собирать модели кранов, которыми мальчики любовались во время погрузки и разгрузки судов в порту Ливерпуля.

В 1901 году Хорнби получил патент на набор Meccano — изначально игрушка называлась Mechanics Made Easy, но с появлением крупного инвестора и выхода на международный рынок потребовала более лаконичного названия. В 1913 году похожие конструкторы начала выпускать компания Erector в США — их придумал врач и изобретатель Альфред Карлтон Гилберт независимо от британского коллеги. А в шестидесятых игрушка добралась до СССР.

При этом британская версия шла по пути усложнения: наборы получали все новые детали разной формы, а советская, наоборот, упрощалась и унифицировалась. Впрочем, советские конструкторы тоже были разной сложности. Простые состояли только из пластинок, болтов и гаек, в комплекте также были два ключа и отвертка. В сложные, помимо пластин разной формы, входили также колеса с резиновыми шинами, пластиковые шестеренки, резиночки для приводов и другие детали, которые позволяли собрать что-то движущееся (а при наличии должной смекалки — даже приспособить туда небольшой моторчик, вынутый из какой-нибудь другой игрушки). Цена тоже зависела от сложности: наборы стоили от полутора до четырех с половиной рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К конструктору также прилагалась книжка-инструкция по сборке популярных форм вроде автомобиля, подъемного крана и мотоцикла, но главная прелесть игрушки была как раз в возможности действовать по велению души. Стул, качели, поезд, космический корабль — фантазия ограничивалась только количеством деталей. И да, все наборы были полностью совместимы между собой, прямо как у Lego, так что зачастую из нескольких комплектов поменьше формировался один большой.

Железный конструктор любили не только дети: железные детальки нередко использовали в быту для починки велосипедов или других механических устройств. Будучи согнутыми, они отлично заменяли мебельные уголки.

Конечно, были и трудности. Инструкции явно были рассчитаны на детей постарше, а непритязательный дизайн не побуждал к легкому развлечению. А еще пальцы ранились и натирались об острые края деталек и тугие гайки. Впоследствии появились пластиковые варианты конструктора, но по прочности и долговечности с железным прототипом они не шли ни в какое сравнение. У железных наборов осталось немало поклонников, поэтому подобные выпускают и сейчас (хотя детали там уже не стальные, а алюминиевые — менее сурово, но и менее травмоопасно). Их даже рекомендуют использовать на уроках труда в школах, чтобы развивать у младшеклассников мелкую моторику и техническое мышление.