РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде

С изрядным подорожанием авиабилетов и из-за нарушенной логистики многие любители путешествий пересели на поезда. А поезд — это ритмичный стук колес, неповторимый запах вагона, «Провожающие, выходим!» и, конечно же, стаканы в увесистых подстаканниках. Рассказываем их более чем вековую историю.
История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде

Подстаканник — металлический цилиндр с ручкой, в который вставляется стеклянный стакан, — конечно, не был изобретен специально для поездов. Считается, что появился этот столовый прибор еще в конце XVII века и в Россию пришел из Англии вместе с модой на чай. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В стране, провозглашенной Российской империей, появились новые правила этикета: дамам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам — из стаканов. Очевидно, что из стеклянного стакана горячий напиток пить совершенно неудобно, поэтому подстаканники пришлись как нельзя кстати. Поскольку само распитие чая было церемонией эстетичной, подстаканники должны были соответствовать: их украшали гравировкой и эмалями, инкрустировали, использовали драгоценные металлы, для семейных сервизов украшали монограммами. 

С развитием железной дороги и пассажирских перевозок оказалось, что подстаканник хорош не только тем, что пальцы не обжигаются о горячую емкость. Они значительно повышали устойчивость стаканов при движении поезда, да и проводникам было удобно разносить напитки. Популярность в российских пассажирских поездах подстаканники обрели в конце XIX века при Сергее Витте, ставшем директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи.

Основным производителем подстаканников стал Кольчугинский завод (ныне «Кольчугцветмет») — предприятие во Владимирской области, основанное купцом Александром Кольчугиным в 1871 году. Конечно, основной продукцией завода была отнюдь не посуда, но товары народного потребления из цветных металлов с приходом индустриальной эпохи стали пользоваться значительным спросом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бронзовые подстаканники с цветными эмалями — сейчас предмет коллекционирования и интереса любителей винтажа.
Бронзовые подстаканники с цветными эмалями — сейчас предмет коллекционирования и интереса любителей винтажа.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подстаканники делали в основном из мельхиора и латуни, иногда также из меди или даже серебра. Обычно их чеканили: на металлическую пластину наносили рельефный узор при помощи штемпелей, для каждого рисунка изготавливали отдельный инструмент. Особенно любимыми у производителей и потребителей были декоративные сюжеты на тему русских сказок и былин — на подстаканниках изображали запряженные в сани тройки, богатырей, царевен в кокошниках. В советское время сказочные сюжеты тоже любили, но к ним добавились памятные истории, как на марках, открытках и значках, — например, выпускали подстаканники «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» или об освоении целины, космосе и стройках. 

Цены на подстаканники сильно зависели от материалов и декоративной техники. Например, алюминиевый подстаканник с цветной эмалью стоил 1 рубль 80 копеек, мельхиоровый чеканный — от 2,5 до 3,5 рубля, а из мельхиора, но в технике скани (плетеный рисунок из тонкой металлической проволоки) — уже 4 рубля 40 копеек. Кстати, стаканы для подстаканников были не обычные граненые, а из более тонкого стекла, что удешевляло их производство. Стаканы часто бились и были расходным материалом, но и стоили совсем недорого — 20–30 копеек за штуку.

Подстаканники в ходу и сейчас. Новые изделия тоже выпускают, но советские стали предметом коллекционирования: цены на редкие экземпляры доходят до десятков тысяч рублей на аукционах. Ну и конечно же, из поездов они никуда не делись, так что если планируете путешествие с РЖД, не примените воспользоваться.

Загрузка статьи...