10 культовых вещей из кино. Часть вторая, женская

Продолжаем вспоминать самые известные и значимые предметы одежды из истории мирового кинематографа. В первой части мы говорили о мужских вещах, а теперь посмотрим на женские.

Белое платье героини Мэрилин Монро («Зуд седьмого года», 1955)

Белое платье героини Мэрилин Монро («Зуд седьмого года», 1955)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Едва ли есть на свете платье более знаменитое, чем то, в котором Мэрилин Монро снялась в «Зуде седьмого года». Даже те, кто не смотрел фильм, безошибочно представляют себе сцену с развевающейся юбкой, которую актриса прижимает руками. Сшил платье дизайнер Уильям Травилла, который и ранее работал с Монро, а еще успел получить значимые кинонаграды — впоследствии он обижался, что именно простое белое платье стало иконой, и называл его «дурацким». Впрочем, над платьем ему все же пришлось потрудиться: подобрать кремовый оттенок (чтобы на черно-белой пленке не было серости) и правильную плотность (чтобы развевалось платье только в нужной сцене), вручную утюжить плиссировку. После смерти Мерилин Монро ее наряды распродавали, и белое платье купила актриса Дебби Рейнольдс, заплатив всего $200 — в 2011 году она продала его на аукционе уже за $5,6 миллиона. Покупатель сохранил анонимность, так что где знаменитое платье сейчас, неизвестно.

Черное платье Холли Голайтли («Завтрак у Тиффани», 1961)

Черное платье Холли Голайтли («Завтрак у Тиффани», 1961)

Еще один едва ли менее узнаваемый кинообраз был у героини Одри Хепберн (хотя изначально предполагалось, что Холли Голайтли будет играть тоже Мэрилин Монро, но та оказалась). Создал его Юбер де Живанши: с актрисой он был знаком и крепко дружил с 1953 года, одевал ее на экране и в жизни — Хепберн была настоящей музой Живанши, поэтому их творческий симбиоз рождал такие знаковые образы. Сейчас знаменитое черное платье существует в трех экземплярах — один хранится в архивах Givenchy, другой выставлен в Музее костюма в Мадриде, а третий модный дом продал на аукционе Christie's за €607 тысяч в 2006 году, передав все средства на благотворительность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юбка Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе», 1998-2004)

Юбка Кэрри Брэдшоу («Секс в большом городе», 1998-2004)

В заставке легендарного сериала нулевых «Секс в большом городе» Кэрри разгуливает по Нью-Йорку в белой многослойной тюлевой юбке-пачке — одним она казалась слишком легкомысленной, у других ассоциировалась с беззаботностью, которую очень хотелось перенять от героини. Юбка из титров была куплена костюмером Ребеккой Вайнберг за $5 в небольшом секонд-хенде, но в самом сериале фактически не появилась (только в одной сцене полнометражного фильма-продолжения). Зато в финале ей сделали роскошный оммаж: по Парижу Кэрри гуляет в изумрудной тюлевой пачке — более длинной и пышной, но не менее романтичной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костюм Рейчел («Бегущий по лезвию», 1982)

Костюм Рейчел («Бегущий по лезвию», 1982)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник по костюмам Майкл Каплан до сотрудничества с Ридли Скоттом фактически не имел опыта работы в кино, и, пожалуй, именно благодаря этому предложил столь смелый взгляд на образы героев: сделал их не футуристичными, а в духе ретро и старых нуарных картин. Поэтому герой Харрисона Форда Рик Декард напоминает лучшие роли Хамфри Богарта, а образ Рэйчел в исполнении Шон Янг списан сразу со всех голливудских див 1940-х. Работая над ее гардеробом, Каплан оглядывался на творчество своего любимого дизайнера Адриана: «У Адриана была особенная техника, он брал мех, выворачивал его наизнанку и потом по кусоч­кам сшивал, таким образом создавая уникальные меховые изделия. Именно по этой технике я и сделал меховое пальто для Рейчел». Таким же образом был сшит и широкоплечий пиджак. С тех пор ретро-футуризм «Бегущего по лезвию» и такой по-театральному красивый образ Рейчел многократно становились референсами для дизайнеров и фотографов, от Александра Маккуина для Givenchy и Гарета Пью до Стивена Мейзела для съемок Vogue и рекламных кампаний Balenciaga.

Майка Лары Крофт («Лара Крофт: Расхитительница гробниц», 2001)

Майка Лары Крофт («Лара Крофт: Расхитительница гробниц», 2001)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В серии компьютерных игр Tomb Raider, выходящей с 1996 года, наряд Лары Крофт не менялся более десяти лет: женщина-археолог, охотящаяся за древними сокровищами, носила короткие шорты, простую майку, ремень с двумя кобурами и высокие армейские ботинки. Создателям фильма по игре нужно было лишь дословно воспроизвести этот образ. Но одно дело, когда ты видишь персонажа в посредственной 3D-графике начала нулевых, а другое — живую Анджелину Джоли в роли Лары на экране — сильную, ловкую, сексуальную (сейчас таких «чересчур»-персонажей называют «мэри сью», но два десятилетия назад герой попросту не мог быть другим). Неудивительно, что незатейливая трикотажная майка так и осталась символом крутого женского персонажа.

Спортивный костюм Черной мамбы («Убить Билла», 2003)

Спортивный костюм Черной мамбы («Убить Билла», 2003)

На счету Умы Турман как минимум два ну очень узнаваемых образа, которые до сих пор часто косплеят и используют в качестве костюмов на Хэллоуин — белая рубашка с черными брюками Мии Уоллес из «Криминального чтива» и тот самый спортивный костюм с кроссовками из «Убить Билла». У второго есть и еще один важный для моды и культуры посыл. Доселе на экране сильный женщины-воительницы изображались совсем иначе — подчеркнуто-сексуализированно, в неудобной одежде, слишком откровенной и оттого неправдоподобной (взять хотя бы ту же Лару Крофт). Образ Черной мамбы стал первым заметным исключением, поэтому после выхода фильма резко вырос спрос на спортивные костюмы и кроссовки Onitsuka Tiger Mexico 66 резко вырос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шуба Круэллы Де Виль («101 далматинец», 1996)

Шуба Круэллы Де Виль («101 далматинец», 1996)

Современная «Круэлла» целиком посвящена моде (напомним: в 2021 году Disney выпустили приквел истории про далматинцев, и картина получила «Оскар» за дизайн костюмов), а весь сюжет «101 далматинца» строится вокруг одержимости Круэллы Де Виль шубой из песьих шкурок. Не имея пока пятнистой шубы, Круэлла в исполнении Гленн Клоуз разгуливает в красно-чёрной с очень длинным пушистым мехом. Ее, как и другие костюмы в фильме придумал оскароносный британский художник по костюмам Энтони Пауэлл. И хотя за «101 далматинца» он не удостоился даже номинации, Гленн Клоуз изначально прописала в своем контракте, что помимо гонорара получит после съемок наряды своей героини — и потом щеголяла в эффектной шубе на премьере фильма.

Костюм Шер Хоровитц («Бестолковые»,1995)

Костюм Шер Хоровитц («Бестолковые»,1995)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для культовой комедии девяностых, основанной на сюжете «Эммы» Джейн Остин, костюмы собирала художница Мона Мэй. У главной героини в исполнении Алисии Сильверстоун их было аж 64, ведь одержимость модными нарядами — одна из главных ее черт, но настоящим символом стал именно желтый клетчатый костюм с короткой юбкой и жакетом. Референсы очевидны: это одновременно должна была быть и школьная форма, и что-то на острие эпохи — тогда это был гранж и Nirvana. Вот и собрался комплект из плиссированной мини-юбки ​​Dolce & Gabbana, жакета, кардигана, футболки, гольфов и туфель «мэри джейн». Сильверстоун рассказывает, что фанаты комедии до сих пор присылают сотни фотографий своих нарядов на Хэллоуин, отсылающих к образу Шер.

Трусы Бриджит Джонс («Дневник Бриджет Джонс», 2001)

Трусы Бриджит Джонс («Дневник Бриджет Джонс», 2001)

Одно из правил жизни Бриджит Джонс гласит: «Чем смешнее на вас трусы, тем ближе секс». Большие «некрасивые» трусы, которые героиня Рене Зеллвегер выбирает для свидания (и которые действительно никак не мешают ночи любви) — полная противоположность «правильному» белью того времени, крошечному, кружевному, избыточно-сексуальному и неудобному. Бриджит Джонс стала одной из первых героинь, говоривших о любви к себе и принятии, при этом с нужной долей самоиронии и внутренней силы. Теперь большие трусы, как у нее, носит Ким Кардашьян и выпускают практически все бельевые марки, Victoria’s Secret отказываются от избыточно сексуального белья, а мы усвоили главный урок: главное — удобство, тогда и уверенность в себе придет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Розовое все Эль Вудс («Блондинка в законе», 2001)

Розовое все Эль Вудс («Блондинка в законе», 2001)

Героиня Риз Уизерспун Эль — просто ходячий стереотип о блондинках. Ее образ собрал все клише начала нулевых, начиная с необремененности интеллектуальными проблемами и заканчивая полностью розовым гардеробом и крошечной собачкой под мышкой (тоже в розовом, разумеется). Сначала выглядит смешно, но в течение фильма мы понимаем, что кукольные наряды — не помеха блестящей карьере адвоката, эмпатичности и доброму сердцу. Наряды Эль Вудс стали одним из столпов того, что сейчас называют барбикором — трендом про позволение себе быть немного наивной, но при этом также про успех и женскую силу.