10 культовых предметов одежды из кино. Часть первая, мужская

Осень — самое время пересматривать великие фильмы и заодно искать вдохновение для сезонного гардероба в образах любимых героев. Вспоминаем знаменитые куртки, пальто, костюмы и другую одежду из фильмов.

Плащ Нео («Матрица», 1999)

Одежда героев фильмов: Нео в культовом плаще, «Матрица»
Одежда героев фильмов: Нео в культовом плаще, «Матрица»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Длинный черный плащ, в котором Киану Ривз предстал в «Матрице», вдохновил не одно поколение дизайнеров (так, в бренд The Row выпустил пальто под названием Keanu Coat — вот и начало модной тенденции на основе фильма). Его часто называют кожаным, но Нео носил шерстяной: художница по костюмам Ким Барретт рассказывала, что купила дешевую ткань, по три доллара за метр. Кстати, полностью черным плащ тоже не был — для пущей эффектности и сохранения визуальной целостности все вещи для фильма Барретт слегка подкрашивала зеленым красителем.

Плащ Блэйда («Блэйд», 1998)

Одежда героев фильмов: еще один великий плащ из девяностых, «Блэйд»
Одежда героев фильмов: еще один великий плащ из девяностых, «Блэйд»
Legion-Media

Вот у кого плащ действительно был кожаным, так это у охотника на вампиров Блэйда из одноименного фильма. Исполнитель главной роли Уэсли Снайпс в жизни одевался как звезда хип-хопа, но для знаменитого фэнтезийного боевика примерил броню с боевыми пластинами, кожаные брюки и длинный черный плащ, который эффектно развевался в сценах драк (актер долгое время занимался боевыми искусствами и потому знал, как сделать их зрелищными). Неудивительно, что воссозданный по комиксам образ получился вовсе не театральным, а вполне натуральным — далеко не всегда одежда персонажей переходит в фильмы так гладко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тренч Рика Блэйна («Касабланка», 1942)

Одежда героев фильмов: самый известный тренчкот в истории кинематографа, «Касабланка»
Одежда героев фильмов: самый известный тренчкот в истории кинематографа, «Касабланка»
Legion-Media

Перенесемся еще на полвека назад и вспомним, возможно, самый знаменитый плащ в истории кино — тренч героя Хамфри Богарта Рика в «Касабланке». Благодаря этому фильму и вышедшему на год раньше «Мальтийскому соколу» (также с Богартом в главной роли) за нуарным персонажем накрепко закрепилось комбо из бежевого плаща и фетровой шляпы — потом образ воспроизводился в поп-культуре десятки раз, от комиксов и комедии «Кто подставил Кролика Роджера» до тематических модных съемок и выходов-оммажей Джона Гальяно.

Пальто Шерлока Холмса («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979—1986)

Одежда героев фильмов: знаменитые «английские» образы героя Ливанова, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Одежда героев фильмов: знаменитые «английские» образы героя Ливанова, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По числу экранизаций романы сэра Артура Конан Дойля превосходят любое произведение мировой литературы. Каждый кино-Шерлок отличался собственным стилем и набором характерной одежды. Так, пожалуй, самый знаменитый Холмс в исполнении Василия Ливанова носит твидовые костюмы, пальто-ольстер с пелериной и кепи с поднятыми «ушами» — именно такой образ стал визитной карточкой детектива. Подобные пальто были популярны в Британии конца XIX века, но как одежда для охоты и путешествий: пелерина на плечах, съемная или нет, защищала от типично английской непогоды. И хотя в текстах Конан Дойля одежде героев уделена пара фраз, весь мир теперь уверен, что знаменитый сыщик выглядел именно так.

Косуха Джонни Стрэблера («Дикарь», 1953)

Одежда героев фильмов: самый цитируемый образ Марлона Брандо, «Дикарь»
Одежда героев фильмов: самый цитируемый образ Марлона Брандо, «Дикарь»
Legion-Media

Что же до курток, то пальму первенства по узнаваемости можно отдать Марлону Брандо в роли байкера Джонни Стрэблера и его косухе в «Дикаре». Это редкий пример, когда одежда персонажей фильмов влияет на моду так буквально: образ стал каноничным как внутри байкерского движения, так и вовне и дал начало целой череде кинообразов — дальше были и «Беспечный ездок», и роли Брэда Питта и Арнольда Шварценеггера. Всех отсылок не упомнить, но именно с подачи Брандо кожаные куртки стали объектом желания молодых модников на десятилетия вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жилетка Хана Соло («Звездные войны», 1977–2019)

Одежда героев фильмов: та самая жилетка и штаны с красными лампасами, «Звездные войны»
Одежда героев фильмов: та самая жилетка и штаны с красными лампасами, «Звездные войны»
Legion-Media

С научной фантастикой в плане моды немного труднее, но и тут есть примеры, как одежда из кино стала культовой. Контрабандист и бунтарь Хан Соло в исполнении Харрисона Форда в IV–VI эпизодах «Звездных войн» не изменяет наряду, который художник по костюмам Джон Молло придумал на основе вестернов, — это сапоги, заправленные в голенища брюки, простая рубашка и расстегнутый жилет с накладными карманами. Последний не то чтобы функционален, но добавляет образу лихости и как будто собирает его воедино. В новой трилогии «Звездных войн» Хан Соло вместо жилета носил кожаную куртку на тот же манер (в 2016 году Харрисон Форд продал ее почти за $200 тысяч на благотворительном аукционе), и в похожей молодая итерация персонажа появляется в «Хан Соло. Звездные войны: Истории». Фанаты киновселенной подтянули к находке Лукаса и Молло целый сегмент истории, сформировав моду населения планеты Кореллия, откуда Соло был родом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шляпа Индианы Джонса («Индиана Джонс», 1981–2008)

Одежда героев фильмов:неизменная шляпа Индианы Джонса, «Индиана Джонс»
Одежда героев фильмов:неизменная шляпа Индианы Джонса, «Индиана Джонс»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Культовый кинообраз — тот, который вы можете опознать по тени», — однажды сказала художница по костюмам Дебора Надулман, автор образа Индианы Джонса. Надулман пересмотрела все старые приключенческие фильмы, советовалась с режиссером Стивеном Спилбергом и в итоге собрала цельный комплект — с неубиваемой кожаной курткой военного образца и фетровой шляпой. Последнюю выбирали особенно тщательно: художница заказала дюжину шляп в лондонской мастерской Herbert Johnson и вручную доводила их до «пожившего» состояния — била, сидела на них, стирала, мазала кетчупом и машинным маслом, терла собачьей шерстью. Сейчас у Herbert Johnson по-прежнему можно приобрести эту модель (она называется The Poet) за £350 — но состаривать придется самостоятельно.

Костюм Джокера («Бэтмен», 1989)

Одежда героев фильмов: костюм Джокера, который чаще всего повторяют на Хэллоуин, «Бэтмен»
Одежда героев фильмов: костюм Джокера, который чаще всего повторяют на Хэллоуин, «Бэтмен»
Legion-Media

Создателям фильмов по мотивам комиксов обычно приходится действовать в рамках строгих референсов, когда речь идет об одежде персонажей. Случай с одним из главных злодеев вселенной DC — не исключение: Джокер просто обязан носить франтовский костюм с иголочки в безумном сочетании фиолетового, зеленого и оранжевого цветов. В съемках «Бэтмена» 1989 года роль антагониста досталась Джеку Николсону, и за счет мастерства и харизмы актера его герой затмил самого Бэтмена и стал главной фигурой фильма. Именно николсоновский Джокер щеголял в самом соответствующем комиксу, мрачноватом костюме, где яркость была скорее предупреждающей окраской ядовитого существа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костюм Вито Корлеоне («Крестный отец», 1972)

Одежда героев фильмов: тут важно все, особенно роза в петлице, «Крестный отец»
Одежда героев фильмов: тут важно все, особенно роза в петлице, «Крестный отец»
Legion-Media

С тем, что «Крестный отец» — фильм абсолютно великий, спорить невозможно. Это многослойное произведение, в котором есть и глубокая семейная драма, и детальное, очень правдоподобное воссоздание своей эпохи, порядков и моды определенной группы людей. И пусть почти все важные вехи в развитии гангстерского стиля на экране принадлежат Роберту Де Ниро, первопроходцем был Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне. Художница по костюмам Анна Хилл Джонстон получила номинацию на «Оскар» и BAFTA, а сцена, где дон Корелоне сидит в черном смокинге, при бабочке и с красной розой в петлице, уже давно разошлась на культурные отсылки и мемы (что в современном мире чуть ли не важнее «Оскара»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свитер Данилы Багрова («Брат», 1997)

Одежда героев фильмов: свитер, о котором мечтали все парни в начале нулевых, «Брат»
Одежда героев фильмов: свитер, о котором мечтали все парни в начале нулевых, «Брат»
Legion-Media

Насколько значимым «Крестный отец» стал для мирового кинематографа, настолько же «Брат» — для российского. У самой узнаваемой вещи, огромного свитера главного героя, есть история, в лучших традициях собранная из амбициозной задачи и случайностей: художнице Надежде Васильевой предстояло создать образ настоящего русского героя из осколков постсоветской реальности и дать этому герою броню. Свитер крупной вязки, купленный в секонд-хенде за 35 рублей, стал бессменной униформой Данилы Багрова, перекочевал во второй фильм — и остался в сознании кинозрителей супергеройским символом девяностых.