На худой конец: кажется, мода отменяет бодипозитив. Так ли это?

Когда мы листаем фотографии недавних модных показов, светскую хронику мероприятий или просто ленту соцсетей, то невольно ловим себя на мысли, что видим только конвенционально худых девушек с идеальными телами. А как же бодипозитив, о котором все говорили пару лет назад? Как же инклюзивность и принятие себя? Неужели современная культура и это «отменяет»? Попробуем разобраться.
На худой конец: кажется, мода отменяет бодипозитив. Так ли это?

На первый взгляд, возвращение нулевого размера на подиумы объясняется очень просто. Мода, как известно, циклична, и в новых коллекциях раз за разом возвращаются тренды двадцатилетней давности. Сейчас настал черед нулевых с их подчеркнутой сексуализацией, демонстрацией обнаженного тела, низкой посадкой брюк и предельно укороченными топами. В коллекциях весна–лето 2023 прослеживается настоящий культ тела — от полупрозрачных обтягивающих нарядов Fendi и Versace до вырезов-бондажей Burberry и «голых» трико Stella McCartney. На показе Coperni на фактически обнаженную Беллу Хадид наносили жидкое платье из пульверизатора, а одна из главных современных модных ньюсмейкеров Джулия Фокс продолжает выбирать все более открытые наряды, обращаясь в том числе к молодым маркам. Кажется, дизайнеры в один голос стали воспевать предельную худобу и выставлять ее напоказ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Белла Хадид на показе Coperni
Белла Хадид на показе Coperni

Заговорили даже о возвращении «героинового шика» — тенденции девяностых, когда на подиумах главенствовала невозможно худая Кейт Мосс и другие супермодели. Как будто все усилия по инклюзивности и бодипозитиву, приложенные индустрией за последние годы, оказались тщетны и мода откатилась назад. «Теперь, когда ведущие модные дома выпускают откровенную одежду, рассчитанную на очень стройных моделей, массмаркет-бренды подхватывают тренд за считаные дни или даже часы. Еще минута, и эти образы заполняют вашу ленту рекомендаций в соцсетях, от них уже никуда не деться», — говорит блогер Хантер Шайрс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, модные дома по-прежнему приглашают «нестандартных» моделей, но если присмотреться, то инклюзивность размеров на подиуме часто носит символический характер: на одну-двух моделей плюс-сайз приходится полсотни обладательниц конвенциональных тел. Бренды, которые сосредоточены на репрезентации разных типов фигур, остаются либо нишевыми аутсайдерами, либо единичными громкими именами, которые держатся на личности создателя, — вроде бренда Рианны Savage x Fenty.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Burberry
Burberry весна-лето 2023
Stella McCartney весна-лето 2023
Stella McCartney весна-лето 2023

Возвращение эстетики кроп-топов и голого тела, как и всей моды нулевых, напоминает о том, что у одержимости поп-культуры худобой есть длинные корни. Истории про похудение знаменитостей служат и кликбейтом, и триггером — их читают, обсуждают, негодуют. Один из самых громких примеров — Ким Кардашьян и то самое злополучное платье.

Для выхода на красную дорожку бала Met Gala Ким выбрала «голое» платье Мерилин Монро — и мало того что заплатила за пятиминутное ношение музейного раритета почти $5 миллионов, так еще и радикально готовилась. Поскольку платье нельзя было менять, Ким пришлось подстраивать под его размеры свое тело — за три недели звезда похудела на 16 фунтов (более семи килограммов). «Я надевала костюм-сауну два раза в день, бегала по дорожке, полностью исключила сахар и все углеводы и ела только чистые овощи и белок. Я не морила себя голодом, но была очень строгой к своей диете», — рассказала Кардашьян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ким Кардашьян на Met Gala 2022
Ким Кардашьян на Met Gala 2022
Jamie McCarthy/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диетологи и врачи сошлись во мнении, что это очень серьезная нагрузка на организм и проводить ее без профессионального надзора нельзя. То, какой медиаэффект оказала трансформация Ким и последующие обсуждения в изданиях и соцсетях, может иметь серьезные негативные последствия. «Кардашьян хвастается тем, что ее экстремальные ограничения и режим упражнений помогли сбросить 16 фунтов за три недели, только для того, чтобы потом поделиться в соцсетях историями о том, как она рада есть пиццу и пончики после красной ковровой дорожки. Это прямо методичка по беспорядочному питанию и крайне опасное послание для впечатлительной аудитории», — отмечает основательница велнес-компании The Wellful Бренна О’Мэлли. А диетолог Марисса Мешулам предупреждает: «Многие молодые девушки прочитают рассказ Ким и попытаются сделать то же самое, ведь Кардашьян — кумир, и многие хотят выглядеть как она. Проблема в том, что большинство из нас не может выжить только на белке и овощах. Ограничительная диета часто имеет неприятные последствия в виде навязчивых идей и расстройств пищевого поведения».

С темой пищевого поведения и разговоров о весе и фигуре действительно надо быть осторожными, особенно когда ты публичный человек. Тейлор Свифт подверглась критике за видео на трек Anti-Hero. В клипе была сцена, где певица встает на весы с надписью FAT, а ее двойник с отвращением качает головой. Сцена задумывалась как метафора неуверенности и низкой самооценки Свифт, а не комментарий про ее фигуру, но все равно вызвала бурное осуждение и обвинение Тейлор в фэтофобии. Несмотря на то что певица не раз открыто говорила о проблемах с восприятием своего тела и опыте расстройств пищевого поведения, ее раскритиковали за триггерный для многих способ про это рассказать в клипе. В итоге Свифт прислушалась к критике и изменила видеоряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из клипа Anti-Hero
Кадр из клипа Anti-Hero

Тема отношений с телом остается острой. После снятия коронавирусных ограничений резко возрос интерес к спорту и пилатесу, спрос на абонементы в фитнес-центры значительно увеличился — но возросло и количество расстройств пищевого поведения, особенно среди девочек-подростков. Вопреки всем разговорам о принятии себя, и звезды, и блогеры пробуют сомнительные способы быстрого похудения вроде уколов лекарств от диабета. А недавнее исследование показало, что TikTok продвигает культуру «токсичных» диет и «прославляет» экстремальную потерю веса. Ученые кафедры питания и пищевых наук Университета Вермонта выяснили, что большая часть информации в соцсети исходит не от экспертов, а от инфлюенсеров: люди просто делятся своими лайфхаками по похудению и часто это непроверенная и даже опасная информация.

Некоторые соцсети борются с распространением расстройств пищевого поведения, но, похоже, не очень эффективно. Instagram (соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории России) не раз вводил правила и блокировал нездоровый контент, касающийся похудения (например, под бан попали хештеги вроде thinspiration, от слов thin — «худой» и inspiration — «вдохновение»), помечал триггер-предупреждениями фото очень худых моделей, но нередко запреты дают сбои. Социальные сети остаются площадкой, скорее потенциально опасной для ментального здоровья, чем поддерживающей пользователей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джулия Фокс на
Джулия Фокс на CFDA Fashion Awards 2022
Kevin Mazur/WireImage

Мода играет одну из ключевых ролей в наших отношениях с телом, ведь это не только одежда, которую мы носим, это весь образ. И размер этого тела остается частью сложных дебатов о разнообразии, здоровье и принятии. После разговоров о возвращении «героинового шика» возникло немало негодования — в конце концов, сейчас обществу очевидны последствия для здоровья, несмотря на восприятие экстремальной худобы как «красивой». Но как быть с трендом? Роб Смит, бывший дизайнер Victoria’s Secret и основатель бренда Phluid Project, считает, что тренд на моду нулевых не идет в прочной связке с образом тела: «2000-е годы были временем неповиновения, бунтарства в моде. Сейчас мы тоже находимся в такой фазе. Я полностью поддерживаю это, но пришло время быть более ответственными, когда дело доходит до телесной дисморфии и психического здоровья».

За два десятка лет мы прошли уже очень большой путь, поэтому просто откатить моду назад и заставить общественность массово худеть не получится. Убедиться в этом помогает и острота реакции на разговоры знаменитостей о диетах, и полемика в лайфстайл-медиа, и даже те самые модные показы, ведь на том же шоу Coperni наряду с Беллой Хадид мы видим плюс-сайз-девушек, а буквально сосредоточенную вокруг культа тела коллекцию Gabriela Hearst демонстрируют модели разного телосложения, возраста и физических возможностей. И дискуссия об «отмене» бодипозитива может оказаться даже полезнее его молчаливого принятия — споры дают точку роста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Coperni
Coperni весна-лето 2023
Gabriela Hearst весна-лето 2023
Gabriela Hearst весна-лето 2023