Полная победа «уродливой» обуви: что и почему мы носили на ногах в 2022 году

Начинаем подводить модные итоги уходящего года. И особенное внимание хочется уделить обуви — потому что после пандемии и других кризисных событий последних лет мы, кажется, сильно пересмотрели наши отношения с ботинками, туфлями и сандалиями. Итак, как выглядит самая популярная обувь 2022 года? И, главное, почему?
Полная победа «уродливой» обуви: что и почему мы носили на ногах в 2022 году
Jeremy Moeller/Getty Images

Если верить данным поисковой платформы Lyst, которая специализируется на запросах о модных предметах, коллекциях и трендах, то главной обувью этого года стали клоги Birkenstock Boston, чья популярность за полгода выросла на 593%. Более того, появились они в рейтинге не как темная лошадка — за последние два года эта модель фигурировала в ежеквартальных списках самых популярных вещей аж пять раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выглядят эта самая пара? Еще несколько лет назад «биркенштоки» — так называли сандалии немецкой ортопедической марки Birkenstock — попадали в категорию «уродливой» обуви наравне с кроксами. Их все любили и носили, но относились к ним немного как к «стыдному удовольствию». Впрочем, кожаным сандалиям с двумя ремешками быстро удалось избавиться от такого клейма и завоевать всеобщую любовь, но клогам в этом смысле было сложнее: слишком странная форма и ассоциация с домашними тапочками добавляли преград на их пути в большую моду. Но, вопреки всему, клоги победили: теперь их носят Кендалл Дженнер, Кайя Гербер, Дакота Джонсон и еще множество тикток-инфлюенсеров. Из магазинов тиражи Birkenstock Boston быстро пропадают, чтобы появиться на ресейл-платформах, порой с двукратной наценкой (изначальная цена пары — $155).

Claudio Lavenia/Getty Images

Lyst дают клогам очень емкий эпитет, который при этом во многом объясняет их вирусную популярность: defining shoe of post-pandemic fashion era — «определяющая обувь постпандемийной моды». Именно пандемия и локдауны вывели удобные тапочки в лидеры. Во время карантинов взлетели продажи тренировочных костюмов, футболок и толстовок, домашней одежды — пока одни прочили коллапс всей модной индустрии, другие делали бизнес на продаже вещей, которые людям были по-настоящему приятны. Изоляция заставила расставить приоритеты: удобство важнее красоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже после снятия коронавирусных ограничений люди не захотели расставаться с комфортом, поэтому для выхода на улицу начали выбирать соответствующую обувь. Так, прибыль Birkenstock в 2022-м фискальном году составила $181,3 миллиона, что на 26,7% больше, чем в 2021-м ($143,1 миллиона), — это очень хороший рост для бренда, ассортимент которого сосредоточен вокруг пяти ключевых моделей и который позиционирует себя как почти медицинскую обувную марку.

Edward Berthelot/Getty Images

Если популярность именно модели Birkenstock Boston можно было бы списать на тренды в соцсетях, то лучше взглянуть на общую картину обувных трендов. Если верить квартальным рейтингам Lyst за 2022-й (первый, второй и третий кварталы), то, помимо клогов, в десятку лидеров среди всех модных товаров выбивались также слиперы и низкие боты Ugg, ботинки Clarks Wallabee, сапоги-«луноходы» Moon Boot, похожие по форме на приснопамятные клоги тапочки Fear of God The California и сланцы как из девяностых, притом сразу двух разных брендов — Nike и Gucci. То есть все то, что тоже условно попадает в категорию ugly shoes, то есть пар, которые субъективно кажутся некрасивыми, не «украшают» носителя, ассоциируются с образом пенсионера как чем-то максимально далеким от моды. Впрочем, все эти модели уже были модными и уже находили своих поклонников, в том числе среди знаменитостей, просто, кажется, впервые в поле трендов оказалось сразу так много разнообразных вариантов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой вклад в популяризацию «уродливой» обуви еще до скандальных «отмен» внесли Канье Уэст и Balenciaga: рэпер почти весь год напролет носил огромные резиновые сапоги из коллаборации Balenciaga и Crocs (союз, как будто придуманный специально для 2022-го!). Про них шутили, делали мемы, но все равно интересовались. Крах репутации Йе не сделал его менее обсуждаемым человеком, а Balenciaga, пусть и остаются в центре скандала с рекламной съемкой детей и аксессуаров в БДСМ-духе, все еще резонансны.

Канье Уэст
Канье Уэст
Gotham/GC Images

Есть два пути, способствующих взлету того или иного тренда, — быстрый и спонтанный и медленный, но верный. В первом случае феномен как будто случайно обретает вирусную популярность, которая затем так же быстро сходит на нет (такими были многие тренды 2010-х). Во втором накопление интереса идет постепенно, со своими периодами неприятия, смеха и осуждения. Любовь к «уродливым» моделям началась не в этом году и даже не в ближайшие пару лет, но 2022-й точно можно назвать годом, когда удобная обувь победила. И да, это не значит, что она действительно некрасивая.