5 знаковых коллекций Vivienne Westwood, вошедших в историю моды

Вивьен Вествуд начинала с перешитых вручную вещей с барахолки и футболок с панковскими принтами, а стала дамой-командором ордена Британской империи за заслуги в области моды. За более чем сорокалетнюю дизайнерскую карьеру Вествуд создала немало предметов, которые стали важными вехами в истории моды. Рассказываем о пяти самых выдающихся.
5 знаковых коллекций Vivienne Westwood, вошедших в историю моды
Alamy/Legion Media

Пираты — Vivienne Westwood осень-зима 1981

Vivienne Westwood осень-зима 1981
Vivienne Westwood осень–зима 1981
David Corio/Redferns/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя свои эксперименты с модой и одеждой Вивьен Вествуд начала еще в семидесятых, отсчет истории ее бренда ведется как раз с коллекции осень–зима 1981, впервые представленной на подиуме, как положено. Для полноценного шоу Вествуд создала коллекцию, опирающуюся на исторический костюм. На самом деле с фасонами прошлого работают студенты-дизайнеры в модных школах по всему миру, но тут был еще один важный посыл: «Восьмидесятые будут временем новых технологий, поэтому нам стоит вооружиться ощущением человеческого тепла из прошлых эпох — культуры времен пиратов и Людовика XIV», — говорила тогда дизайнер. У Вествуд получилось на редкость грамотное переосмысление пиратской эстетики XVII века: коллекция Pirates потом не раз цитировалась — Жан-Полем Готье, Джоном Гальяно, Александром Маккуином и не только.

Портреты — Vivienne Westwood осень-зима 1990

Vivienne Westwood осень-зима 1990
Vivienne Westwood осень–зима 1990
Mirrorpix/Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот еще одно доказательство умения Вивьен Вествуд балансировать на грани исторических отсылок и актуальной современности. Она стала первым дизайнером, кто использовал корсет в его почти первозданном виде спустя почти век после того, как женская мода демонстративно от корсетов отказалась. При этом Вивьен перевернула с ног на голову идею корсета как инструмента контроля над женским телом — теперь это был атрибут творческой натуры, инструмент самовыражения и высказывания, впоследствии на показах Vivienne Westwood корсеты носили и мужчины, и женщины. Коллекция осень–зима 1990 была не первой, в которой Вествуд добавила корсеты, но именно она особенно полюбилась модной публике. В начале девяностых с их стремлением к экстремальной новизне оммаж старинной живописи и фрагменты картины Франсуа Буше «Дафнис и Хлоя», напечатанные на корсетах, смотрелись на удивление свежо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Англомания — Vivienne Westwood осень–зима 1993

Vivienne Westwood осень-зима 1993
Vivienne Westwood осень–зима 1993
Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images
Vivienne Westwood осень-зима 1993
Vivienne Westwood осень–зима 1993
Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images

Какой бы революционеркой Вествуд ни была, ее британский бэкграунд со всем багажом традиций всегда оставался при ней. Английское наследие проходило через творчество красной нитью, и в коллекции 1993 года Вивьен напрямую поработала с культурными кодами своей родины: тут смешались шотландская клетка и уэльский ромб аргайл, безупречный тейлоринг и пальто-кейпы, снова корсеты и королевские платья, шляпки с перьями и часовые цепочки. Но, конечно, самым запоминающимся моментом показа стало падение супермодели Наоми Кэмпбелл, которая не смогла устоять на 23-сантиметровых каблуках. И для Вествуд, и для Кэмпбелл этот неловкий момент обернулся взлетом в карьере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гендер-бендер — Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень-зима 2015

Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень-зима 2015
Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень–зима 2015
Marcus Tondo / Indigitalimages.com
Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень-зима 2015
Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood осень–зима 2015
Marcus Tondo / Indigitalimages.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Андреас Кронталер — ученик Вивьен Вествуд, который впоследствии стал ее мужем и творческим партнером. Они вместе трудились над коллекциями с 1991 года, но только четверть века спустя появилась именная линия Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood — над которой, впрочем, пара все равно работала в той или иной степени вместе, и коллекции Кронталера пересекались и дополняли основную линию Вествуд. Но как будто в его линии было чуть больше хулиганства, безумия и творческого вызова (может, в силу того, что показы Vivienne Westwood проходили в более консервативном Париже, а Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood стояли в расписании разудалой лондонской недели моды). Так или иначе, коллекция осень-зима 2015 под названием «Унисекс» наконец наглядно показала, что мода и дизайн — история не про гендер, а про чистое самовыражение.

Вечный протест — Vivienne Westwood осень-зима 2019

Смотреть

А еще Вивьен Вествуд была активисткой. Чтобы донести свои идеи, она использовала все подручные средства, от личных высказываний и участия в демонстрациях до перформансов на показах Vivienne Westwood и кампаний-агитаций. В коллекции весна–лето 2013 она привлекала внимание общественности к климатической революции, в 2016-м протестовала против добычи нефти путем гидроразрыва пласта, а показ осень–зима 2019 и вовсе стал экоакцией, где на подиум вместо моделей выходили активисты и зачитывали речи о кризисе перепотребления, спасении Арктики, вреде ядерного оружия и не только. Вивьен Вествуд была самым радикальным голосом мира моды — и, пожалуй, самым честным.

Vivienne Westwood осень-зима 2019
Vivienne Westwood