Уход брендов, скандал с Balenciaga и большие тренды: каким был 2022 год в моде
«Приостановили работу...»
Кажется, вся российская потребительская картина этого года рисовалась именно этими словами. Уход (якобы временный) мировых брендов из России начался в марте, и спустя пару месяцев проще было сказать, кто остался, чем перечислить всех «приостановивших работу».
Как бы мы ни надеялись на эту «временность», кажется, пора смириться: ситуация затянулась и едва ли в ближайшее время вернется на круги своя. Если вообще вернется. Uniqlo, которые изначально придерживались гуманной идеи о том, что хорошая одежда нужна всем, и никуда уходить не собирались, столкнулись с таким мировым давлением, что вынуждены были завесить жалюзи двери своих российских магазинов. Inditex (Zara, Pull & Bear, Bershka, Oysho и не только), надеявшиеся на скорое возвращение, так и не открылись под другими названиями. H&M до последнего распродавали остатки и все же закрыли магазины. Все, звук стрекочущих цикад.
...И новая жизнь российского ретейла
Когда читаешь бесконечные новости об уходах, начинает казаться, что во всех торговых центрах нас ждут только закрытые корнеры, грустные темные пространства и редкие проблески магазинов российских марок. Как бы не так! Удивительно, но места не пустуют. И тем сюрреалистичнее смотрится то, что их занимает. В одном из популярных московских ТЦ у автора этого текста случился острый приступ дежавю: на месте известных мировых массмаркет-брендов обнаружились очень, очень похожие магазины — но брендов российских. Та же эстетика, тот же ассортимент — только сделано в Пензе. Или в Новосибирске. Или в других регионах.
Внезапно оказывается, что многие из этих брендов широко распространены за пределами Москвы, у них десятки магазинов в разных городах и сотни тысяч подписчиков в соцсетях. Они закупают материалы в Турции и Китае, а шьют на локальных производствах, и иногда выходит не хуже, чем у Zara и H&M. Пока мы страдали по привычным логотипам, российский модный малый и средний бизнес делал все, чтобы покупатели не остались без одежды привычной им ценовой категории, — и преуспел в этом. Если хорошенько поискать, достойный аналог можно найти всему.
Уход мировых брендов с российского рынка и события, которые стали его причиной, по-прежнему остаются чем-то очень грустным и неправильным. Но они не привели к краху моды внутри страны: марки, которые еще в марте говорили о будущем с опаской и скепсисом, продолжают работать, открывают новые магазины, запускают проекты. И это добавляет хоть немного надежды на будущее.
Масштабные отмены
Что же до мировой моды, то и там хватило культуры отмены. Людей и целые компании «отменяли» и раньше, но именно в 2022-м желание заклеймить окончательно и бесповоротно достигло апогея. От Канье Уэста (будем честны, досталось ему не на пустом месте, но все же впервые «отменяли» фигуру такого масштаба) до Balenciaga c неоднозначной рекламной кампанией (где под раздачу «отмен» попал даже несчастный фотограф) — такого индустрия еще не видела.
Похоже, этическая чувствительность общества оказалась до предела обостренной: например, совершенно абсурдным кажется со стороны скандал с кампанией Gucci, где в фотографиях Гарри Стайлза с матрасом и в смешной футболке углядели намек на педофилию. Остается только надеяться, что такая почти болезненная реакция на любые «показалось» скоро прекратится, и маятник качнется обратно.
Большие тренды
И все же не отменами едиными. Напоследок вспомним глобальные модные векторы, которые были с нами в 2022-м и точно будут влиять на моду 2023-го.
- Барбикор. Эстетика одежды как у куклы Барби стала популярной в том числе благодаря съемкам одноименного фильма. Премьера намечена на лето 2023-го, так что розовые платья и неоновые мини-юбки ждет новый виток всеобщей любви.
- «Уродливая» обувь. За постпандемийное время мир привык к комфорту в одежде и обуви и не спешит от него отказываться, поэтому мягкие сапожки, ортопедические пары и резиновые тапочки все чаще мелькают на неделях моды как на подиумах, так и на гостях.
- Инновационные материалы. Технологии развиваются, и кожзам из мицелия уже не кажется чем-то космическим. На авансцену выходит хлопок, напыляемый из пульверизатора, текстиль на водорослевой основе и 3D-печать из биопластика.
- Внимание к телу. Дискуссии вокруг образа тела в массмедиа разошлись не на шутку: пока одни говорили о «конце бодипозитива», другие активно ругали звезд за фэтшейминг. Но какими бы горячими ни казались споры, они точно дают точку роста.