Уход брендов, скандал с Balenciaga и большие тренды: каким был 2022 год в моде

Будем честны, в 2022-м подводить итоги непросто. Особенно когда речь идет о такой индустрии, как мода, — «несерьезной», «неважной», «не спасающей мир». И все же мы каждый день надеваем одежду и смотрим на других одетых людей, а сама модная промышленность и сопряженные с ней процессы остаются существенной частью мировой экономики. Редактор моды «Правил жизни» пробует собрать воедино все существенное, что случилось в уходящем году.
Уход брендов, скандал с Balenciaga и большие тренды: каким был 2022 год в моде
Александр Гронский/«Правила жизни»

«Приостановили работу...»

Кажется, вся российская потребительская картина этого года рисовалась именно этими словами. Уход (якобы временный) мировых брендов из России начался в марте, и спустя пару месяцев проще было сказать, кто остался, чем перечислить всех «приостановивших работу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы мы ни надеялись на эту «временность», кажется, пора смириться: ситуация затянулась и едва ли в ближайшее время вернется на круги своя. Если вообще вернется. Uniqlo, которые изначально придерживались гуманной идеи о том, что хорошая одежда нужна всем, и никуда уходить не собирались, столкнулись с таким мировым давлением, что вынуждены были завесить жалюзи двери своих российских магазинов. Inditex (Zara, Pull & Bear, Bershka, Oysho и не только), надеявшиеся на скорое возвращение, так и не открылись под другими названиями. H&M до последнего распродавали остатки и все же закрыли магазины. Все, звук стрекочущих цикад.

Уход модных брендов
Александр Гронский / «Правила жизни»

...И новая жизнь российского ретейла

Когда читаешь бесконечные новости об уходах, начинает казаться, что во всех торговых центрах нас ждут только закрытые корнеры, грустные темные пространства и редкие проблески магазинов российских марок. Как бы не так! Удивительно, но места не пустуют. И тем сюрреалистичнее смотрится то, что их занимает. В одном из популярных московских ТЦ у автора этого текста случился острый приступ дежавю: на месте известных мировых массмаркет-брендов обнаружились очень, очень похожие магазины — но брендов российских. Та же эстетика, тот же ассортимент — только сделано в Пензе. Или в Новосибирске. Или в других регионах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внезапно оказывается, что многие из этих брендов широко распространены за пределами Москвы, у них десятки магазинов в разных городах и сотни тысяч подписчиков в соцсетях. Они закупают материалы в Турции и Китае, а шьют на локальных производствах, и иногда выходит не хуже, чем у Zara и H&M. Пока мы страдали по привычным логотипам, российский модный малый и средний бизнес делал все, чтобы покупатели не остались без одежды привычной им ценовой категории, — и преуспел в этом. Если хорошенько поискать, достойный аналог можно найти всему.

Ushatava осень-зима 2022
Ushatava осень–зима 2022
Ushatava
Ushatava осень-зима 2022
Ushatava осень–зима 2022
Ushatava

Уход мировых брендов с российского рынка и события, которые стали его причиной, по-прежнему остаются чем-то очень грустным и неправильным. Но они не привели к краху моды внутри страны: марки, которые еще в марте говорили о будущем с опаской и скепсисом, продолжают работать, открывают новые магазины, запускают проекты. И это добавляет хоть немного надежды на будущее.

Масштабные отмены

Что же до мировой моды, то и там хватило культуры отмены. Людей и целые компании «отменяли» и раньше, но именно в 2022-м желание заклеймить окончательно и бесповоротно достигло апогея. От Канье Уэста (будем честны, досталось ему не на пустом месте, но все же впервые «отменяли» фигуру такого масштаба) до Balenciaga c неоднозначной рекламной кампанией (где под раздачу «отмен» попал даже несчастный фотограф) — такого индустрия еще не видела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Похоже, этическая чувствительность общества оказалась до предела обостренной: например, совершенно абсурдным кажется со стороны скандал с кампанией Gucci, где в фотографиях Гарри Стайлза с матрасом и в смешной футболке углядели намек на педофилию. Остается только надеяться, что такая почти болезненная реакция на любые «показалось» скоро прекратится, и маятник качнется обратно.

Кампания Balenciaga весна-лето 2023
Кампания Balenciaga весна–лето 2023
Balenciaga

Большие тренды

И все же не отменами едиными. Напоследок вспомним глобальные модные векторы, которые были с нами в 2022-м и точно будут влиять на моду 2023-го.

  • Барбикор. Эстетика одежды как у куклы Барби стала популярной в том числе благодаря съемкам одноименного фильма. Премьера намечена на лето 2023-го, так что розовые платья и неоновые мини-юбки ждет новый виток всеобщей любви.
  • «Уродливая» обувь. За постпандемийное время мир привык к комфорту в одежде и обуви и не спешит от него отказываться, поэтому мягкие сапожки, ортопедические пары и резиновые тапочки все чаще мелькают на неделях моды как на подиумах, так и на гостях.
  • Инновационные материалы. Технологии развиваются, и кожзам из мицелия уже не кажется чем-то космическим. На авансцену выходит хлопок, напыляемый из пульверизатора, текстиль на водорослевой основе и 3D-печать из биопластика.
  • Внимание к телу. Дискуссии вокруг образа тела в массмедиа разошлись не на шутку: пока одни говорили о «конце бодипозитива», другие активно ругали звезд за фэтшейминг. Но какими бы горячими ни казались споры, они точно дают точку роста.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Белла Хадид на показе Coperni
Белла Хадид на показе Coperni весна–лето 2023
Coperni