Просто лучшая: как Тина Тернер одевалась на сцене и в жизни — и оставалась иконой

Не стало «королевы рок-н-ролла» — певица Тина Тернер умерла в возрасте 83 лет. Ее называли и другими эпитетами: львица, ураган, королева джунглей. И относилось это не только к ее голосу — весь образ был под стать. От харизмы, которую она вкладывала в выступления, до последней пайетки на коротком платье — Тернер была невероятно цельной и могла зарядить всех и каждого.
Тина Тернер, 1977
Тина Тернер, 1977
Harry Langdon/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды в конце пятидесятых в Восточном Сент-Луисе Анна Мэй Буллок попала на концерт группы Kings of Rhythm и познакомилась с пионером рок-н-ролла Айком Тернером. Совсем юная двушка не устояла перед его противоречивым обаянием — одновременно отталкивающим и притягивающим. Айк же, в свою очередь, сразу приметил ее талант: как-то она подпела ему перед концертом — и быстро стала полноправной участницей группы, а затем и женой Тернера. Именно он придумал «крошке Энн» псевдоним — имя Тина было выбрано по созвучию с главной героиней сериала «Шина, королева джунглей». Айк хотел видеть рядом с собой на сцене именно такую женщину — дикую и неукротимую, и Тина отлично вжилась в новый образ. Возможно, она бы и сама смогла превратиться в «королеву джунглей», просто союз с Айком Тернером дал ей этот толчок.

Айк и Тина Тернер, 1975
Айк и Тина Тернер, 1975
David Redfern/Redferns/Getty
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История их творческих и личных отношений, насчитывающая больше 15 лет, пересказана вдоль и поперек: Тина пела, Айк — пил (со всеми отягчающими последствиями) и быстро превратился из подспорья в тормоз ее музыкальной карьеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тина и Айк Тернер в аэропорту, 1976
Тина и Айк Тернер в аэропорту, 1976
Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images

После развода Тина хотела обновиться, переродиться, сбросить с себя старую кожу, как змея (мы же помним про джунгли). Поначалу ей помогали друзья — Мик Джаггер, Кит Ричардс, Дэвид Боуи и особенно Шер. Именно Шер познакомила Тернер с Бобом Маки — дизайнером, ответственным за те самые «голые» платья, состоящие из сетки, стразов и перьев. С Тиной у Маки получилось не менее плодотворное сотрудничество, чем с Шер: он создал немало сценических костюмов, которые идеально вписались в неудержимую манеру выступления Тернер, и становились продолжением ее музыки и танца.

Тина Тернер на выступлении в Лас-Вегасе, 1977
Тина Тернер на выступлении в Лас-Вегасе, 1977
Michael Ochs Archives/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно Маки в 1985 году создал костюм Тетушки Энтити для фильма «Безумный Макс 3: Под куполом грома» — кольчужную конструкцию с платьем, чулками и перчатками из тысяч металлических звеньев. За эту роль Тина впоследствии получила награду NAACP Image Award в номинации «Выдающаяся актриса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Безумный Макс 3: Под куполом грома», 1985
«Безумный Макс 3: Под куполом грома», 1985
Alamy/Legion Media

Наряд в фильме вышел до того эффектный, что в 2008-м Тернер снова его примерила — пусть и в более светском варианте — на концерте в Madison Square Garden. Тогда звезде было уже под семьдесят, а она легко взбиралась на сцену на высоченных каблуках (предпочитала Christian Louboutin) и в кольчуге поверх боди. «Есть ли у меня суперспособность? Все сольные концерты я отрабатываю на 15-сантиметровых каблуках», — говорила Тернер. «Если она может выступать на моих каблуках в течение трех часов — не рассказывайте мне, что в них невозможно ходить!» — добавлял Кристиан Лубутен, с которым Тина давно дружила. У дизайнера даже есть модель сапог Highness Tina — на высоких шпильках и с несколькими рядами замшевой бахромы.

Тина Тернер на концерте в Madison Square Garden, 2008
Тина Тернер на концерте в Madison Square Garden, 2008
Kevin Mazur/WireImage
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лубутен был не единственным дизайнером, с которым дружила Тина. Близко общались с ней Доменико Дольче и Стефано Габбана и Джорджо Армани (именно он одевал ее на многие светские мероприятия а еще сшил свадебное платье для второго, уже счастливого, бракосочетания — с музыкальным продюсером Эрвином Бахом, с которым до этого не одно десятилетие встречалась). А еще Тернер много работала с Аззедином Алайей: он одевал королеву рок-н-ролла для нескольких туров второй половины восьмидесятых, когда Тина уже хотела представать перед публикой не в сверкающих трико, но в кожаных платьях, которые она называла «костюмом женщины-воина».

Аззедин Алайя и Тина Тернер на Met Gala
Аззедин Алайя и Тина Тернер на Met Gala
Fairchild Archive/Penske Media via Getty Images

Впрочем, от сверкающих образов Тернер не отказалась окончательно. Во время тура Wildest Dreams в 1996 году (на минуточку, Тине было 57 лет) она вышла на сцену в предельно коротком платье-комбинации Versace, покрытом пайетками. Сперва певица, конечно, сомневалась в выборе наряда, сочтя его чересчур вызывающим, но решилась — к огромной радости поклонников. В 2013 году это платье даже взяли на выставку Women Who Rocks, посвященную нарядам великих женщин в истории музыки, в вашингтонском музее The National Museum of Women in the Arts.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тина Тернер на выступлении в Генте, 1996
Тина Тернер на выступлении в Генте, 1996
Gie Knaeps/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, Тина Тернер носила не только кольчугу и не только пайетки. Были и кожаные брюки и джинсовки, под стать статусу рок-звезды, и комбинезоны с корсетным верхом. Визитной карточкой оставалась грива растрепанных волос, как у льва, которая напоминала о б изначальном амплуа «королевы джунглей».

Тина Тернер, 1982
Тина Тернер, 1982
Fin Costello/Redferns/Getty Images

The Washington Post называет Тину Тернер не иначе как «женщиной, которая изобрела пауэр-дрессинг». И в данном случае «костюм силы» — это не только пиджаки с широкими плечами, одежда боссов, которую женщины переняли, завоевывая позиции в бизнесе. Пауэр-дрессингом Тернер были и сексуальные кожаные мини (казалось бы, полная идеологическая противоположность), и элегантные брючные комплекты, визуально удлиняющие ноги. Всем своим образом она транслировала силу и заряжала ею окружающих. Идея того, что каждая женщина может быть «просто самой лучшей» в любом наряде, который ей по вкусу, — очень важная часть наследия Тины Тернер, наряду с музыкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тина Тернер в 1980-е
Тина Тернер в 1980-е
Robin Platzer/IMAGES/Getty Images