SPF-бум и технологичные ткани: как глобальное потепление меняет индустрию моды и красоты

О том, что модная индустрия должна перестроиться ввиду климатических изменений, говорят уже лет пять, а устойчивое развитие стало попросту общим местом. Но речь сейчас не о нем. Оказывается, климатические изменения уже вовсю меняют рынок, побуждая покупателей к новым запросам, а производителей — к поиску ответов на них.
SPF-бум и технологичные ткани: как глобальное потепление меняет индустрию моды и красоты
Spencer Platt/Getty Images

С 2019 года модные бренды активно рассказывают о своих планах в борьбе с глобальным потеплением: пресловутая «углеродная нейтральность», сокращение производства, переработка отходов и далее по тексту. Но то, о чем еще тогда предупреждали эксперты, уже здесь — аномально жаркое лето в Европе, лесные пожары на греческих островах и в Канаде. Климат уже изменился, человечеству приходится подстраиваться, в том числе менять потребительские привычки для повседневного комфортного существования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Логично предположить, что потепление приведет к сдвигу покупок одежды в более легкий сегмент: от пуховиков можно отказаться, а вот льняных рубашек закупить побольше. На деле все не так просто. Глобальное потепление — это не только жара, но и загрязнение воздуха в городах, и экономика на это реагирует. Ожидается, что к концу 2031 года рынок средств по уходу за кожей с функциями ультрафиолетовой защиты и защиты от загрязнения достигнет $1,4 млрд, к тому же потребители ищут более технологичную одежду. Соответственно, бренды реагируют на эти тенденции новыми продуктами.

Большой тренд — превращение UPF-одежды из нишевой в повсеместную. UPF — ultraviolet protection factor, то есть фактор защиты от ультрафиолета, — почти то же самое, что SPF в косметических средствах, только с защитой от лучей обоих типов: и UVA, и UVB. «Большая часть одежды и так обеспечивает некоторую степень защиты от ультрафиолетовых лучей, но специализированная технология позволяет ее повысить», — говорит дерматолог Аананд Гериа. Для придания ткани таких свойств волокна пропитываются специальными химикатами. Поэтому эффективность UPF-одежды не вечная, вещи теряют свойства после 50–80 стирок, но все равно для тех, кто постоянно находится под воздействием солнца, такой способ защиты предпочтительнее, чем кремы и лосьоны. Раньше в категории UPF выпускали спортивную одежду, в основном для серфинга и других водных активностей, но теперь солнцезащитные линейки есть даже у Uniqlo, хотя у аутдор-марок вроде Columbia, Patagonia и The North Face выбор все равно шире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На пляже в Китае
На пляже в Китае
Visual China Group via Getty Images

Эксперты считают, что рынок солнцезащитной одежды будет только расти: роль играет не только повышение солнечной активности, но и осведомленность о негативном влиянии ультрафиолета на кожу и рисках онкологических заболеваний. При этом необязательно, чтобы вещи имели специальную пропитку: присвоить UPF-фактор можно даже джинсам (за счет плотного плетения у денима он будет к тому же довольно высоким), нужно только провести специальные тесты. «Люди хотят защитить свою кожу всеми возможными способами, а не просто покупать солнцезащитный крем, поэтому все больше компаний будут тестировать и сертифицировать свою продукцию как солнцезащитную», — говорит дерматолог и соосновательница Канадского дерматологического центра Ренита Алувалия.

Один из самых необычных предметов солнцезащитной одежды — фейскини (от слов face — «лицо» и bikini). Это балаклава из эластичного солнцезащитного материала с минимальными прорезями для глаз, рта и небольшими отверстиями под ноздрями, предназначенная для того, чтобы закрыть от солнца максимальную площадь кожи лица и шеи. В Китае фейскини уже давно были востребованы (ведь там светлая кожа считается стандартом красоты, а загар — некрасивым), но именно в летнем сезоне 2023 года они пережили необычайный всплеск популярности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В июле температура воздуха во многих регионах Китая достигла +35 ºC, а поверхность земли местами разогревалась до +80 ºC. Продавцы в пляжных магазинах отмечают значительный рост востребованности фейскини по сравнению с прошлым и позапрошлым годами. Покупатели же говорят, что хотят в первую очередь защититься от возможных онкологических заболеваний, а еще избежать пигментных пятен. Чаще всего фейскини дополняется купальным комбинезоном, напоминающим гидрокостюм, но из тонкой лайкры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Китаянки в фейскини
Китаянки в фейскини
Kevin Frayer/Getty Images

«Фейскини хорошо продается, потому что он закрывает кантус — уголок глаза, подверженный появлению веснушек», — говорит представительница ретейлера Yiwu International Trade Market Донг Вэй и добавляет, что продажи выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Бренды также сообщают о всплеске популярности других солнцезащитных средств вроде нарукавников и шляп с UPF. К тому же подобные вещи становятся все более популярными среди мужчин.

Интересно, что компании, выпускающие технологичную одежду, по-разному позиционируют ее на разных рынках. Так, в Азии (в частности, в Китае и Южной Корее) потребители больше озабочены защитой от солнца, и это влияет на рекламные кампании: например, Lululemon представляет там легкие ветровки как дополнительную защиту от солнца, в то время как на Западе этот же продукт продается как ветрозащитный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Растут продажи и других категорий товаров — в частности, вещей из технологичных тканей, обеспечивающих «охлаждение» (как правило, за счет пористого трикотажного переплетения, которое отводит от тела лишнюю влагу). У Uniqlo линейка AIRism, запущенная еще десятилетие назад, именно за последние годы показывает интенсивный рост, поэтому компания расширила ассортимент: теперь из дышащего полимера выпускают не только спортивные вещи, как изначально, но также нижнее белье и обычную городскую одежду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
косметика spf
Sina Schuldt/picture alliance via Getty Images

При этом продажи солнцезащитной косметики увеличиваются во всем мире, в том числе в России, где климатические изменения могут быть не так очевидны. Денис Кондрашин, коммерческий директор сети «Золотое яблоко», подтверждает: «Продажи средств с SPF (сюда попадают все категории и все товары, в названии которых есть SPF) за 27 недель в 2023 году выросли на 38% относительно такого же периода 2022 года. Актуальный уровень продаж превысил пандемийный в шесть раз. Если проводить анализ с учетом роста сети, то продажи выросли на 30%, что в целом отражает тренд на использование SPF в косметических средствах. Если говорить только о солнцезащитной косметике (молочко, масла, кремы и прочее), то они в 2023 году показали рост на 117%». Технологии также диверсифицируются: сейчас на рынке есть средства с разными типами UV-фильтров, химическими и минеральными, и производители продолжают разработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Столкновение необходимости защиты от солнца и ее влияния на окружающую среду тоже дает новую область для внимания покупателей и продавцов. С тех пор как стало известно, что некоторые химические вещества в санскринах вредят коралловым рифам и другим морским обитателям, бренды нацелились на поиск безопасных альтернатив — вплоть до того, что израильская марка RPF выпустила солнцезащитный крем, который, наоборот, должен питать поврежденные рифы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока UPF-вещи и другая технологичная одежда создается из синтетических полимеров, дизайнеры ищут способы сделать защиту от солнца экологичнее. Еще несколько лет назад основатели датской студии Belén Брехт Дуйф и Леннеке Лангенхейсен исследовали солнцезащитные свойства разных материалов и разработали биополимер, частично защищающий от солнца, но при этом не блокирующий его полностью, чтобы позволить коже синтезировать витамин D, что для севера Европы все еще очень актуально. А проект испанского дизайнера SiiGii — купальный костюм из латекса для людей с аллергией на солнце — дает новый взгляд на отношения людей с ультрафиолетовым излучением, которого становится все больше. Для моды и дизайна климатические изменения — вызов, с которым приходится работать здесь и сейчас, и в ближайшие годы или даже месяцы мы наверняка увидим немало новых решений.