От «дома с ухом» до стеклянных рыб: прогулка по лучшим мозаикам Москвы
Дворец пионеров
Адрес: Улица Косыгина, 17 к1
Одна из первых модернистских мозаик в Москве была создана в 1959-1962 годы и расположена на Дворце пионеров — манифесте новых принципов архитектуры. Многофигурная композиция Евгения Аблина объединяет пионеров у костра, комсомольцев и профиль Ленина. Она выполнена в смешанной технике: цветное стекло (смальта) и поливная керамика сочетаются с рельефными изображениями из белого цемента. Оранжево-красный тон с вкраплением синего помогает воспринимать композицию с дальних точек и хорошо сочетается с зеленью площади Парадов. В 2022-2023 годах панно отреставрировали: специалисты восстановили утраченные элементы, убрали сколы и трещины на стеклянных фрагментах.
Лента Мебиуса на ЦЭМИ РАН
Адрес: Нахимовский проспект, 47
Архитектор Леонид Павлов хотел придать Центральному экономико-математическому институту какой-то яркий акцент, связанный с назначением здания. Так на фасаде в 1976 году появился бетонный рельеф, покрытый мозаикой и выступающий на шесть метров над плоскостью стены. Художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов изобразили символ бесконечности — ленту Мебиуса. Но народн увидел в ней другой символ и окрестил здание «Дом с ухом».
Метро «Маяковская»
«Маяковская» — первая станция московского метро, оформленная мозаиками, — была открыта в 1938 году. Архитектор Алексей Душкин в качестве опор использовал колонны на стальном каркасе — получиилсь ячейки, своды которых украшает цикл «Сутки Страны Советов». Каждый сюжет связан с небом, чтобы избавить пассажиров от ощущения подземного пространства, и его покорением. За эскизы отвечал Александр Дейнека, а изготовили мозаики в мастерской Владимира Фролова. При строительстве второго вестибюля станции в 2005 году решили продолжить мотив воздухоплавания и оформить свод в эскалаторном зале огромным мозаичным панно, имитирующим купол неба.
Мозаики на фасаде библиотеки Второго медицинского института
Адрес: Улица Островитянова, 1с5
Фасады библиотеки Российского национального исследовательского медуниверситета имени Пирогова — самой яркой части ансамбля Второго меда — покрыты мозаиками, выполненными в 1973-1979 годах в нехарактерной для советского искусства эстетике магического реализма. Художники Леонид Полищук и Светлана Щербинина вдохновлялись работами мексиканских монументалистов, например, Давида Сикейроса и Хосе Клементе Ороско, — получились графичные, с искажёнными пропорциями изображения-символы: «Спасение», «Рождение», «Надежда» и «Исцеление». Примечательно, что кусочки цветного стекла выложены на плиты основы максимально гладко, между ними почти не видно швов, поэтому в панно даже сложно узнать мозаику.
Панно на конференц-зале Совета экономической взаимопомощи
Адрес: Улица Новый Арбат, 36
Ансамбль Нового Арбата завершает комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи — в него входят высотный дом-книжка и цилиндр конференц-зала. Последний волей авторов архитектурного проекта Михаила Посохина и Ашота Мндоянца снаружи и внутри опоясывает абстрактная мозаика по эскизам художника Григория Опрышко. Создали мозаику в 1966-1967 годах, и подобная эстетика в конце шестидесятых была настоящим прорывом для советского монументального искусства, до этого стремившегося к реалистичности. Доступ в конференц-зал закрыт, зато осмотреть мозаику снаружи может каждый.
Мозаика на метро «Достоевская»
Станцию «Достоевская» открыли в 2010 году, и в ее оформлении решили продолжить советские декоративные традиции. Для этого за основу взяли сюжеты из четырех романов писателя, а в качестве техники выбрали флорентийскую мозаику: для нее характерно создание изображения из камней разного размера, идеально подогнанных друг к другу. Художник Иван Николаев остановился на монохромной цветовой гамме с редкими вкраплениями фиолетового, чтобы подчеркнуть трагичность романов Достоевского.
Мозаичные рыбы на станции «Нагатинский затон»
А вот и самые новые московские мозаики. Станция «Нагатинский затон» открыта в 2023 году на Большой кольцевой линии, и ее путевые стены оформлены мозаичными фигурами рыб — это виды, обитающие в акватории Московской области. Художник Максим Козлов использовал смальту, камни, а еще такие отсылки к культурному коду, как комсомольский значок, монету, бутылку из зеленого стекла. За счет сложной выкладки изображения кажутся объемными, а из-за расположения путей в центре станции пассажир почти никогда не может рассмотреть каждую фигуру целиком, что сближает мозаичных персонажей с реальными рыбами — стремительными и ускользающими.
Абстрактное панно на НПО «ЦНИИТМАШ»
Адрес: Шарикоподшипниковская улица, 4к1А
Абстрактные мозаики появлялись в советской архитектуре в 1960-1980-х годах, но их было намного меньше, чем фигуративных. Чаще всего их создавали на фасадах и в интерьерах зданий, связанных с техническими или естественными науками. Так, в середине 1970-х годов по эскизам Нинели Мироновой два глухих фасада Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения оформили многоцветными панно, состоящими из сетки прямоугольников и нескольких окружностей.
Мозаичное панно «Моя Родина»
Адрес: Щелковское шоссе, 75
В начале 1970-х годов художник Юрий Королев украсил мозаичным панно зал ожидания на Щелковском автовокзале. Несмотря на название, панно «Моя родина» практически не воспроизводит идеологические символы, а работает в основном с фольклорными и даже околорелигиозными мотивами — тут есть храм, лев как со старинных росписей, иконографичные фигуры.Во время реконструкции автовокзала мозаики демонтировали из интерьеров, отреставрировали и снова разместили — но уже на одной из внешних стен нового комплекса.
Коллаж на здании кинотеатра «Октябрь»
Адрес: Улица Новый Арбат, 24
Кинотеатр «Октябрь» стал частью ансамбля Нового Арбата (бывший проспект Калинина) и открыл двери для зрителей в год пятидесятилетия революции, мозаика на его фасаде создавалась в 1967 году. Коллаж с изображением сцен революционной борьбы 1917 года, имитирующий склейку фрагментов киноленты, создали художники Андрей Васнецов, Виктор Эльконин и Николай Андронов из смальты и натурального камня красно-оранжевых оттенков.
Если не хочется ограничиваться этими объектами и есть желание продолжить прогулки, то «Москва глазами инженера» и 2ГИС создали большую карту московских мозаик, где собрали адреса более чем 50 объектов и информацию о 30 самых интересных.