В пику «тихой роскоши»: что за тренд loud budgeting и почему рассказывать об экономии стало модно

Если 2023 год прошел под грифом quiet luxury, то теперь на повестке дня тренд, который на первый взгляд кажется полной противоположностью. Разбираемся, в чем его суть, почему в соцсетях громко призывают экономить (и хвастаться этим) и действительно ли теперь нужно отказаться от дорогих покупок.
В пику «тихой роскоши»: что за тренд loud budgeting и почему рассказывать об экономии стало модно
«Правила жизни»

За прошедший год «тихая роскошь» успела стать настолько повсеместной, что набила оскомину: ей следовали, над ней смеялись, соответствующие разделы запускали гиганты массмаркета (что само по себе абсурдный парадокс) — в итоге это словосочетание уже не вызывает ничего, кроме тяжкого вздоха. Прямо к началу 2024 года соцсети предложили альтернативный тренд — loud budgeting, или «громкое бюджетирование».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тренд начался с вирусного видео Лукаса Баттла в TikTok (у него уже более 1,4 млн просмотров): блогер впервые ввел понятие и объяснил, что loud budgeting — «это не мне не хватает; это я не хочу тратить». Он сравнил это с кражей конфетки в кинотеатре: «Ощущение, что вам что-то сошло с рук... маленькое приключение. Вы чувствуете, что выигрываете». Но, конечно, «громкое бюджетирование» — вовсе не про кражу конфет и мелкую халяву. Это идеи разумной экономии, составления бюджета, управления своими финансовыми потоками. Не потому, что у вас нет денег, а потому, что вы просто на самом деле не очень-то хотите их тратить — особенно на то, что навязано социальными стереотипами.

В частности, апологеты «громкого бюджетирования» предлагают посчитать, сколько вы тратите на ужин в ресторане или даже просто на кофе навынос, и ради эксперимента отказаться от этих трат, заменив их домашним ужином и собственноручно сваренным кофе. О победах в плане бюджета можно и нужно рассказывать публично: повторное использование старых вещей вместо покупки новых, поиск лучших предложений на вторичном рынке и среди уцененных товаров, планирование трат на неделю с подсчетом экономии и так далее. По словам Баттла, «громкое бюджетирование» — «более гибкий» подход к образу жизни, возможность экономить там, где нет необходимости в тратах, но при этом не отказываться от дорогих (главное, обдуманных) покупок.

Блогер даже предполагает, что популяризация такого лайфстайла заставит корпорации обратить внимание на уровень инфляции — звучит, конечно, чересчур оптимистично, но в TikTok у хештега #loudbudgeting уже более 2 млн просмотров, тренд действительно имеет все шансы стать лейтмотивом 2024 года, и вот почему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финансовая нестабильность во всем мире продолжается: последствия пандемии еще не пройдены, политические конфликты вносят свои коррективы, экологическая обстановка меняет сельское хозяйство и добычу ресурсов, инфляция и правда растет небывалыми темпами. По статистике, в США 73% населения испытывают стресс от своего финансового положения, в российском обществе цифры сопоставимые. И в таком контексте возможность сэкономить даже немного уже добавляет ощущение контроля и психологически стабилизирует. Ведение бюджета дает опору на себя. Но привычку экономить, особенно если раньше вы вели более свободный в плане трат образ жизни, сформировать непросто, а вот если делать это «громко», напоказ, то появляется чувство ответственности перед аудиторией и навыки закрепляются быстрее. Руководительница отдела поведенческих наук в Банке США Джули О’Брайен считает, что «громкое бюджетирование» также позволяет людям чувствовать себя сильнее: «Те, кто выбирает путь экономии, говорят, что в этом нет стыда и чувства вины. Они заявляют вслух, что здоровое управление своими деньгами — это то, что они ценят больше, чем потребление по указке масс».

Экономическая рецессия обозначилась еще год назад, и в какой-то мере «тихая роскошь» стала тоже ответом на нее: покупки более дорогих, но качественных вневременных вещей — это история про то, что в пересчете на время использования ваш гардероб (предметы интерьера, техника и иже с ними) выйдет экономным, ведь прослужит вам верой и правдой долго, а «скупой платит дважды». Но в свете loud budgeting выясняется, что скупой вообще не обязан платить, если не хочет. И вообще, скупость не порок, а «новый черный». Расточительным быть больше не классно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издание Highsnobiety, первым обратившее внимание на «громкое бюджетирование» как тренд, вводит еще и понятие Recessioncore — «эстетика рецессии», которая объединяет, а не противопоставляет тренд на экономию тихой роскоши. Но все же есть одно очень важное отличие: quiet luxury — больше про одежду и аксессуары, содержимое гардероба и окружение, loud budgeting — это образ жизни, касающийся буквально всех ее сфер.

В этом плане у бюджетирования действительно есть шанс стать не просто трендом из соцсетей, но влиться в нашу повседневность. Конечно, пара сотен рублей, которые вы не потратите на кофе, не сделают вас богатым, но если придерживаться такого подхода регулярно, то новые финансовые привычки наверняка позволят чувствовать себя лучше.