Господь, ржи: сериал «Праведные Джемстоуны» — неловкая трагикомедия о семье, вере в Бога и славе

На HBO и Amediateka стартовал сатирический сериал «Праведные Джемстоуны» — то ли издевка над двуличием религиозного неистовства, то ли семейная сага о поисках бога (то есть плеча, на которое можно положить изможденное тяжкими мыслями чело). По просьбе Правила жизни Алексей Филиппов по первым шести эпизодам разобрался, где пролегает эта тонкая грань.
Господь, ржи: сериал «Праведные Джемстоуны» — неловкая трагикомедия о семье, вере в Бога и славе
HBO

Джемстоуны — потомственные евангелисты, своего рода артистическая династия, чей профиль не куплеты или комедийные номера, а религиозные шоу: проповеди в свете софитов, массовые крещения по всей земле, сеть ресторанов и детских площадок, где можно питаться и развлекаться во имя Господа. Их стиль — христианский китч: по миру они путешествуют в самолетах с именами «Отец», «Сын» и «Святой дух», носят увесистые и дорогущие кресты, живут в особняках, ездят на дорогих машинах. Однако духовное и мирское в их быту расслаиваются: бог с ним, что быть богаче тысяч прихожан, оккупировавших мегацерковь в ожидании чуда, как минимум странно; есть у них прегрешения и вполне греховного толка, а то и уголовного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старший Джемстоун — Илай (Джон Гудман), человек с железной хваткой и вдовец, выстроивший (возможно, не совсем легально) целую империю в память о покойной супруге. У него — как в сказке или «Симпсонах» — трое детей. Вспыльчивый Джесси (Дэнни Макбрайд) — великовозрастный мелочный хулиган, отец троих сыновей (Гидеон, Понтий и Авраам) и не слишком верный муж. Последнее неизвестный заснимет на камеру: как праведный Джемстоун нюхает кокаин в компании обнаженной проститутки и приятелей, таких же немолодых мужчин разных рас и семейного статуса. Джесси попробует решить проблему силой — и увязнет в еще большем количестве неприятностей. Младший Джемстоун — Кельвин (Ада Дивайн), 29-летний спортсмен с внешностью игрушечного пупса, живет в раю подростка: его особняк заставлен игровыми автоматами, тренажерами и не слишком полезной едой (например, автоматом со всеми видами содовой). Его сожитель — растерянный детина Киф (Тони Кавалеро), экс-гот и сатанист, еще не выведший татуировку «666», но неизменно следующий за Кельвином, который спас его от греховной дорожки. В таком составе они путешествуют по миру (недавно крестили несколько тысяч китайцев), выступают перед паствой и вообще воплощают триумвират праведности. Выпадает из этой схемы лишь средняя сестра Джуди (Эди Паттерсон) — взбалмошная женщина, которой не доверяют ничего ответственного и не позволяют реализовать жажду публичности. Еще и жених как назло — праведник и тряпка, который боится отцовского гнева и не решается заняться сексом до свадьбы.

Засвеченный в часовом пилоте эпизод с кокаином и нагой дамой, разумеется, верхушка айсберга. Если «Праведные Джемстоуны» и задумывались актером и сценаристом Дэнни Макбрайдом как безжалостная сатира, то проявляется это лишь в антураже и редких (и в общей стилистике — довольно резких) эпизодах балбесничанья, шутках ниже пояса, демонстрации пенисов да скабрезных намеках. С каждым новым эпизодом будет обнажаться (!) личная драма каждого из носителей святой фамилии: и кремень Илай, и его беспутные отпрыски, и их дети, возмущенные или развращенные родительским богатством, ищут путь к гармонии, желают быть услышанными и понятыми. Но нет вестей от Бога, поэтому приходится полагаться на окружающих и целебный эффект безбашенных выходок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из ключевых тем «Джемстоунов» — медийность, слава как мерило внутреннего благополучия. Феномен уже не очень новейшего времени, демонстрирующий, что найти гармонию с собой гораздо сложнее, чем убедить в этом окружающих. Примечательно, что эта же тема жирно заявлена как минимум в двух других сериалах лета — втором сезоне «Охотника за разумом» и супергеройских «Пацанах». Массовая культура и прочие неприятности техногенного века сильно расщепили границу между образом (праведным или же демоническим в случае серийных убийц) и человеком реальным, подверженным маниям, страхам, ошибкам, обидам, вредным привычкам и неудачам. Трудно оглядываться на каждый день — и искренне провозглашать, что это было хорошо.

HBO

Однако во всех трех случаях механизмы достижения славы и сравнительно честного отъема денег прихожан — не то, что интересует создателей сериала больше всего. Майкбрайд и его постоянные соратники — режиссеры Джоди Хилл и Дэвид Гордон Грин — погружаются через подростковые шутки, незрелую избыточность и разного рода коммуны в музей человеческих болей, бед и обид. С каждым эпизодом становится все более заметно, как железная рука праведности покалечила этих персонажей, как они ненавидят друг друга, хотя отчаянно хотят любить. И комичное обаяние сериала рождается ровно в тот момент, когда эти схематичные обыватели разных поколений — наследники Симпсонов, Джетсонов, Флинстоунов — все же умудряются кому-то помочь, решить чью-то внутреннюю дилемму так, как хотели бы, чтобы кто-то разобрался с их собственными внутренними демонами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

Тут, правда, и скрывается ключевой рассинхрон между стилистикой и нарративом. «Праведные Джемстоуны» отчаянно прикидываются безбашенной сатирой, пуская в ход даже гения эпизода Уолтона Гоггинса с вставными зубами в роли шурина Джемстоунов — Малыша Билли, который когда-то прославился чечеточно-песенными номерами. С другой стороны — вся эта гипертрофированность так распылена по сериалу, что при всем желании не достигает сардонического эффекта, максимум — производит впечатление легкой ухмылки, неловкого утрирования в разговоре на важную тему. Проще говоря, не дотягивает до той избыточности, в которой потонули сами Джемстоуны (интересно представить, как бы это все задекорировал принц китча Райан Мерфи). Ну а семейными сагами с навязчивым психотерапевтическим эффектом современное телевидение зрителя попросту перекормило. Не обязательно рядиться в дорогостоящие рясы, чтобы доказать: разговор по душам ценнее самых железобетонных идеалов. А по-хорошему — и должен быть их основой.

Сериал «Праведные Джемстоуны» можно посмотреть на сервисе Amediateka.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: