«Капитан Марвел»: каким получился первый фильм Marvel про супергероиню-женщину

Вспоминаем все, что предшествовало премьере фильма, и выясняем, удалось ли Marvel по привычке превзойти DC.
Теги:
«Капитан Марвел»: каким получился первый фильм Marvel про супергероиню-женщину

Все, что случилось до премьеры

Прошлогодняя «Черная Пантера» стала единственным сольным альбомом в дискографии Marvel, заработавшим больше миллиарда («Первый мститель: Противостояние» — не сольник), рекордсменом проката и редчайшим event movie в мире, где блокбастеры стали выходить раз в неделю. Вокруг этой премьеры творилось настоящее безумие: в рамках нью-йоркской недели моды показывали тематическую коллекцию одежды; в кинотеатрах шла регистрация избирателей, чтобы повысить явку афроамериканцев на следующих выборах; в некоторых школах ввели факультативные занятия, а одноименный альбом Кендрика Ламара бил рекорды продаж. Эйфория продолжалась целый год вплоть до «Оскара», на котором картина заработала больше статуэток, чем все 19 лент вселенной Marvel, вышедшие на тот момент, вместе взятые. Если бы картина не была эпосом, высвободившим новый тип нарратива — нарратива этнического, — то ничего этого бы не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока что главная интрига этого года заключается в том, чем оказалась «Капитан Марвел» — новой «Черной Пантерой» или новой «Чудо-женщиной». Впрочем, уже сейчас, кажется, о сравнениях с первой можно забыть. Соответствующий ажиотаж вокруг премьеры не создан. Лидерство «Капитана Марвел» по предпродажам билетов не мешает аналитикам дружно считать, что сборы первого уик-энда не дотянут до «Черной Пантеры». Ощущения выхода в открытый космос тоже нет: все лавры пионера забрала «Чудо-женщина», до которой, страшно сказать, были и «Электра», и «Женщина-кошка». В телевизионной обойме того же Marvel есть «Джессика Джонс» и «Агент Картер» — так что преподнести новый фильм как гендерную революцию не выходит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, некоторые цифры показывают, что и в самой студии Marvel никто не ждет повторения прошлогоднего триумфа. 200-миллионный бюджет «Черной Пантеры» был самым высоким среди «сольников» Marvel — об этом позаботился лично Стэн Ли. «Капитан Марвел» же входит в пятерку самых дешевых фильмов вселенной — если, конечно, можно называть «дешевым» что-то, что стоило $152 миллиона. Бюджеты ниже — только у самого первого «Железного человека», двух «Торов» и «Невероятного Халка». Пугает и то, что интернет-тролли развернули против «Капитана Марвел» настоящую кампанию в интернете, которая даже вынудила сервис Rotten Tomatoes убрать рейтинг ожидания фильма — он был обрушен ботами. Такие атаки часто случаются перед большими премьерами, но в этот раз у них был конкретный casus belli.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось прошлым летом, когда Бри Ларсон получала награду на мероприятии фонда Women in Film и в своей речи обратила внимание публики на тему, гораздо менее освещенную, чем #MeToo и #TimesUp. Журналисты привыкли считать себя агентами перемен и союзниками активистов, но актриса заметила, что даже среди кинокритиков нет той инклюзивности, которой сегодня хочет добиться Голливуд. Большинство из нас — мужчины, белые, самодовольные и немолодые. Это действительно проблема, и ее постепенно решают: кинофестиваль в Торонто и «Сандэнс», например, стали выдавать больше аккредитаций журналистам, указывающим в специальных анкетах свою принадлежность к LGBTQ. Но то, как Ларсон сформулировала свою претензию, сделало ее саму уязвимой для критики. Актриса сказала: «Мне не хочется, чтобы сорокалетний белый чувак говорил мне, почему ему не понравился фильм "Излом времени". Этот фильм сделан не для него». Полную версию речи на английском языке можно найти здесь — и даже нужно, потому что это тот случай, когда контекст высказывания, увы, оказался громче самой идеи. Ларсон указала на явление, которое по крайней мере достойно обсуждения: демография кинематографа меняется, но в кинокритике продолжают доминировать белые мужчины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но резкое начало ее речи и неудачный выбор подзащитного фильма разозлили интернет: Бри Ларсон что, выступила за либеральную цензуру и обратную дискриминацию? Актрисе тут же припомнили и то, что она не стала хлопать Кейси Аффлеку, когда вручала ему «Оскар», — а потом добавила, что этот ее жест на сцене говорит сам за себя. Вплоть до премьеры «Капитана Марвел» Ларсон продолжала защищать свою идею, требуя, чтобы СМИ присылали на интервью к ней авторов, которым иначе не дали бы шанса встретиться со звездой. Например, темнокожую журналистку-инвалида Кею Браун из Marie Claire. Но тролли по-прежнему цеплялись за слова о «белых чуваках». Например, твиттер-пользователь с ником Captain Mabel, позиционирующая себя как феминистку, написала пост о том, что «белым мужчинам-хейтерам не будут рады в кинотеатрах». На него отреагировал актер Джеймс Вудс, высказавшись в том духе, «что хватит гнобить мужиков». Его выпад тут же поддержали ультраконсервативные СМИ (остальные перепалку не заметили).

В итоге до красной дорожки «Капитан Марвел» добралась хоть и полная сил, но с ранами. Ее рейтинг от рецензентов с Rotten Tomatoes равен 83 % — это 13-я строчка среди 20 фильмов франшизы. Прогнозы по сборам редко переваливают за миллиард долларов, то есть ожидается, что прокат будет примерно таким же, как у «Чудо-женщины» и последнего «Человека-паука», без сенсаций. Триумф «Черной Пантеры», кажется, уже не повторить — но как там сам фильм?

Все, что можно сказать после премьеры

Фильм хороший, но Бри Ларсон абсолютно права: чтобы по-настоящему его оценить, критик должен каким-то образом превратиться в девочку-подростка. Самая пронзительная сцена картины — та, в которой капитан Марвел вспоминает, сколько раз в своем детстве она слышала, что мальчишки всегда будут сильнее и проворнее, чем она, и сколько раз сжимала после этих слов кулаки. Это эмоциональная бомба куда более сокрушительная, чем даже финал «Войны бесконечности», — и она поражает не только целевую аудиторию, но и всех, кто окажется рядом в кинозале. Во время этой короткой вспышки «белые сорокалетние чуваки» могут увидеть фильм глазами тех, кому он действительно адресован. Но дальше для них наступает затмение — и они в лучшем случае наслаждаются хорошим развлечением от Marvel, а в худшем приступают к холодной аналитике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И страшно представить, во что эта аналитика превращает критический процесс — неужели в судейство на художественной гимнастике? «Так, феминизм в этом фильме правильнее, чем в "Чудо-женщине", — пишет какой-нибудь критик в своем блокноте. Ведь Мисс Израиль Галь Гадот разгуливала в бикини и совершала подвиги во имя любви к мужчине, а соседская девчонка Бри Ларсон и одевается так, как ей удобно, и любить никого не любит. "Но снявшая "Чудо-женщину" Патти Дженкинс — режиссер с бескомпромиссным видением, а автор "Капитана Марвел" Анна Бодек всегда работает в паре с Райаном Флеком", — задумывается критик и вычитает балл. "Зато чернокожая мать-одиночка, которая испытывает реактивные самолеты, — это хороший ход. А какой неожиданный подсюжет с космическими беженцами, пострадавшими от лап империалистов", — добавляет галочку такой критик вместо того, чтобы просто почувствовать фильм.

Но если довериться эмоциям, то сразу станет легче. В «Капитане Марвел» есть вещи, которые нравятся и которые не нравятся — здесь все очень просто и субъективно. Например, это не самый смешной фильм франшизы, хотя здесь есть веселый Сэм Джексон, непредсказуемый рыжий кот с кинематографической кличкой Гусь и проказливый оборотень в исполнении Бена Мендельсона. Еще «Капитан Марвел» — не самый динамичный фильм франшизы, хотя его экспозиция удивительно расторопна. Новые планеты и новых героев здесь представляют гораздо быстрее, чем когда-либо, но дальше история чуточку буксует, как будто Райан Флек и Анна Боден опять едут не в мультиплексы, а на «Сандэнс». Наконец, «Капитан Марвел» не самый изобретательный фильм франшизы с точки зрения визуального ряда, трюков и спецэффектов. Действительно необычную сцену показывают в самом начале, когда отряд спецназа под руководством героя Джуда Лоу (его имя лучше не называть) высаживается на чужой планете. Когда-то в очень солнечной системе «Звездных войн» вышел очень мрачный боевик Republic Commando — компьютерная стрелялка, превращавшая милую сказку в какой-то вьетнамский кошмар. На несколько минут «Капитан Марвел» пытается сделать то же самое с плюшевым миром Marvel. Отряд спецназа собран из такого же генетического мусора, как в любой части «Чужого», а Красная планета напоминает о «Хрониках Риддика». Однако морок быстро проходит, и следующие два часа «Капитан Марвел» проводит в привычной системе координат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но больше ничего досадного в фильме нет. Его посвящение девяностым почти гениально. Помолодевший Ник Фьюри здесь живет в Лос-Анджелесе 1995 года — в том же месте, где за год до того прозрел и исправился гангстер Джулс Уиннфилд из «Криминального чтива». Так почему бы не пофантазировать, что один персонаж Сэма Джексона превратился в другого? Ностальгический саундтрек заряжает зрителя так же, как в грядущей «Середине 90-х» Джоны Хилла, хоть прорыва уровня «Стражей Галактики» и «Черной Пантеры» не случилось. История девушки, которая пытается разобраться в себе на фоне войны миров, увлекает не только девушек и не только ветеранов войны миров. Потому что это по-человечески понятный сюжет.

Наконец, киноманы оценят, как ловко Боден и Флек реконструируют с женским персонажем классические киносюжеты 1980-х и 1990-х. Грозного соперника капитан Марвел уничтожает так же, как Индиана Джонс, а потом волочит по пустыне, как Уилл Смит в «Дне независимости». Две летчицы-напарницы — зеркальный ответ «Лучшему стрелку» с Томом Крузом, один из героев которого — Гусь — здесь превратился в рыжего упитанного кота. Высадка капитана Марвел на Земле — реверанс «Терминатору», но чтобы показать, кто здесь главный, героиня тут же рвет на части постер «Правдивой лжи». Недоигранная комедия с пришельцами, которые коварно принимают человеческий облик, напоминает о «Людях в черном» и «Вторжение похитителей тел» 1978 года. Так что можно не сомневаться, что Бри Ларсон здесь, чтобы стирать память, «жевать жвачку и пинать осла». Будь авторы чуть решительнее, и «Капитан Марвел» превратился бы в такой же праздник непослушания, как «Последний киногерой».

Но и без этого фильм находит способ увлечь всех-всех-всех. Даже, как видите, белых сорокалетних чуваков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: