Без сердечек: почему Instagram* хочет убрать лайки и как это повлияет на аудиторию и блогеров

* Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Вслед за вкладкой «Подписки» в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) могут исчезнуть и лайки — разработчики приложения уже начали тестировать версию без отметок «Нравится» на территории США. Правила жизни разбирается, для чего это нужно, как отреагируют пользователи и как нововведение может повлиять на тех, для кого лайки были одним из главных мерил успеха.
Без сердечек: почему Instagram* хочет убрать лайки и как это повлияет на аудиторию и блогеров

Почему Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) решили скрывать лайки

Впервые о том, что одна из самых популярных визуальных соцсетей Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) собирается скрывать отметки «Нравится» у публикаций, заговорили еще в апреле. Тогда эксперт по мобильным приложениям Джейн Манчун Вонг, рассказавшая об эксперименте, сообщила, что так соцсеть хочет сосредоточить внимание пользователей на самом контенте, а не на его популярности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весной экспериментальную функцию протестировали на небольшой группе пользователей из Канады, а затем подключили к ней отдельных пользователей в Ирландии, Италии, Японии, Бразилии, Австралии и Новой Зеландии. С этой недели разработчики запустили новую волну тестирования — на этот раз в США. По словам генерального директора Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Адама Моссери, в рамках тестирования лайки будут скрыты у «некоторых пользователей». «Идея состоит в том, чтобы уменьшить давление в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), сделать среду менее конкурентной», — сказал он на конференции Wired 25. При этом сам пользователь по-прежнему будет знать, сколько его пост получил «сердечек», но другие этого видеть не будут. Опционально рассматривается возможность не скрывать количество лайков полностью, но сделать информацию доступной по дополнительному клику под публикацией.

«Посыл, стоящий за сокрытием лайков или тем, чтобы сделать их отнюдь не первым, что мы видим под фотографией, — это освобождение самовыражения и творческого подхода к контенту», — сказала директор фэшн-направления в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Ева Чен на саммите компании Yahoo.

Reuters
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но ключевой фактор, который подразумевают создатели Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), — влияние количества лайков на ментальное здоровье пользователей. Соцсеть уже давно считается «худшей» в этом плане: уже установлено, что проведение времени в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) может быть связано с высоким уровнем тревожности, депрессией и FOMO (fear of missing out — «страх пропустить что-то важное»). «Поставьте себя на место 15-летней девочки, которая потратила около часа на создание поста в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), но тот не набрал много лайков. Скорее всего, она удалит пост и будет чувствовать себя неуверенно. Но Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) действительно хочет быть самой безопасной платформой, самой дружественной платформой и самой доброй платформой», — сказала Чен.

Как на это реагируют пользователи

Тестирование в Канаде вызвало смешанные чувства у аудитории Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Независимый опрос показал, что сокрытие лайков понравилось 34 % пользователей, а 35 %, наоборот, не понравилось. Еще 31 % воздержались от однозначного ответа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После новости о том, что тестирование продолжится в США и что создатели Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) взялись за дело всерьез, мнения тоже разделились, причем высказаться о нововведении успели и знаменитости. Так, Ники Минаж — певица и обладательница 107 миллионов подписчиков в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — категорично заявила, что не будет ничего постить в соцсети начиная с этой недели, раз создатели убирают информацию о лайках со страниц: «Зачем мне это теперь нужно?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ким Кардашьян Уэст выразила другое мнение, однозначно одобрив решение создателей Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). На конференции DealBook издания New York Times она сказала, что сокрытие лайков будет «действительно полезным» для ментального здоровья пользователей.

Reuters

Есть и третья точка зрения: Карди Би записала видео, в котором указала создателям соцсети на свое видение проблемы: «Дело вовсе не в лайках. Если что-то и влияет на сообщество Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) прямо сейчас, то это комментарии. Все приняло странный оборот, когда добавились функции "поставить сердечко" комментариям и отвечать на комментарии других людей к чужому посту. Там происходят сумасшедшие вещи». Певица добавила, что именно в комментариях начинаются оскорбления и неприятные разговоры, которые могут влиять на ментальное здоровье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это повлияет на заработки блогеров

Как и любая популярная соцсеть, Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) уже давно из просто платформы для публикации картинок превратился в канал заработка для тысяч брендов — и не только посредством собственных аккаунтов, но и через рекламные сотрудничества с популярными блогерами и лидерами мнений. Количество лайков под постами инфлюенсеров было одним из основных критериев оценки их эффективности: так называемая вовлеченность (то есть количество лайков и комментариев по отношению к общему количеству подписчиков) в инфлюенсер-маркетинге ценится выше, чем просто охват аудитории. Получается, что попытки соцсети убрать информацию о лайках из публичного доступа ставят работу блогеров под угрозу?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ева Чен считает, что едва ли отказ от лайков под постами обрушит экономику инфлюенсеров. Она резонно утверждает, что в функции Stories никаких видимых лайков нет, другие пользователи не видят реакций на опубликованные истории, но сейчас просмотры и вовлеченность аудитории в разделе Stories становятся все больше и порой превышают таковые у самих постов. По мнению Чен, благодаря «чистоте» Stories от видимых лайков пользователи чувствуют себя свободнее, охотнее делятся историями и эта совокупность способствует их популярности. Именно это и подразумевают разработчики Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), скрывая отметки «Нравится», — они хотят побудить пользователей делать ленту постов более «живой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Reuters

Брайан Голд, основатель и генеральный директор канадской платформы #paid, которая занимается разработкой медиакампаний для брендов, полагает, что дело вовсе не в доступности или недоступности лайков: «Проблема индустрии — в отсутствии доверия брендов по отношению к инфлюенсерам, с которыми они хотят работать. Переход от лайков как инструмента оценки эффективности блогера к метрикам, основанным на ROI (return on investment, "окупаемость инвестиций". — Правила жизни), сделает рынок гораздо более комфортным». Под ROI-метриками Голд подразумевает оценку реальных результатов сотрудничества с инфлюенсером — например, увеличение продаж и посещаемости магазинов. Да, для этого бренду придется «вслепую» вложиться блогера — но это и есть то самое доверие.

С одной стороны, это риск для брендов. С другой — сейчас, когда в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) все еще есть лайки, бренды ничуть не лучше застрахованы от обмана со стороны инфлюенсеров: стоит вспомнить исследование этого года, показавшее, что компании ежегодно тратят более миллиарда долларов на блогеров с фейковыми подписчиками. Лайки накрутить так же легко, как и фолловеров: если вы пользуетесь Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), то наверняка не раз натыкались на спам-объявления, предлагающие такие услуги за совсем небольшие деньги. Поэтому едва ли отказ от отметок «Нравится» убьет инфлюенсер-маркетинг, но точно его перестроит: в «инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) здорового человека», лишенном лайков, преимущество получат те, кто изначально выстроил живой, честный и доверительный контакт со своей аудиторией и брендами-партнерами.

Reuters
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Когда все тебя ненавидят: кто такие анфлюенсеры и почему мы терпеть не можем некоторых блогеров

Бренды тратят более $1 миллиарда в год на блогеров с фейковыми подписчиками