Почему кроссовки превратились из тренда в большую экологическую проблему (и как ее решать)

На днях adidas показали свои первые полностью перерабатываемые кроссовки — модель Future.Loop, которая увидит свет не раньше 2021 года. Почему ее разработка занимает так много времени? Зачем вообще спортивный гигант задумал такой релиз? Правила жизни рассказывает, как кроссовки стали краеугольном камнем в вопросе экологии для моды и что с этим делать.
Почему кроссовки превратились из тренда в большую экологическую проблему (и как ее решать)
Stephanie Keith/REUTERS

Кроссовки как экологическая проблема

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Мы все любим кроссовки. Это удобная обувь, которую теперь можно носить куда угодно (вспомните знаменитостей на красных дорожках последних лет — выходы в кроссовках уже исчисляются десятками). Причина в том, что кроссовки стали очень и очень модными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Статистика показывает, насколько эти наблюдения верны: только в США — на крупнейшем рынке спортивной обуви — годовой доход от ее продажи в 2018-м составил больше $15 миллиардов. В этом году по всему миру кроссовок и другой спортивной обуви уже продано почти на $67 миллиардов — это больше миллиарда пар. По прогнозам, этот сегмент рынка будет расти ежегодно на 7,4 %.

NIKE Handout /REUTERS

Миллиард пар — это колоссальный объем, который не берется из ниоткуда. За каждой парой стоит производство, упаковка, доставка в магазин. Мы уже рассказывали, что производственные и транспортные операции модной индустрии выбрасывают в атмосферу такое же количество парниковых газов, что и вся Россия, вместе взятая: получается, что наша сильно возросшая за последние годы любовь к кроссовкам оборачивается ощутимым влиянием на климатический кризис. Но все же главной экологической проблемой, связанной с кроссовками, остаются материалы, из которых они сделаны.

Из чего состоят кроссовки

Современная спортивная обувь до предела технологична. Тут и специальные зоны разной плотности в подошве, которые обеспечивают амортизацию и распределяют нагрузку, и мягкий и в меру эластичный верх, надежно фиксирующий стопу, и сетчатые вставки для лучшей вентиляции. Практически все материалы, которые обеспечивают носителям полный набор преимуществ и комфорта, — искусственные полимеры, разработанные лучшими умами в лабораториях и на производствах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Структура подошвы Nike Joyride
Структура подошвы Nike Joyride
Nike

В стремлении улучшить характеристики своей обуви спортивные компании экспериментируют с формами и консистенцией материалов. Так, летом этого года Nike представили линию Joyride — кроссовки с подушкой в подошве, наполненной шариками из материала TPE, совмещающего пластик и резину. Экоактивисты обвинили новинку в усилении проблемы микропластика: по их мнению, маленькие шарики легко могут оказаться в окружающей среде и попасть в организмы животных. Представители Nike тогда ответили, что гранулы достаточно большие и не могут быть причислены к микропластику (последним считаются частицы меньше 5 мм в длину, и из-за своих малых размеров они задерживаются в тканях живых организмов, вызывая фиброзы и другие заболевания). К тому же полимер, из которого они сделаны, можно переработать. С одной стороны, это хорошие новости, с другой — и тут есть свои сложности.

Ключевой момент, затрудняющий переработку кроссовок, — вовсе не то, что они сделаны из искусственных полимеров, большая часть из которых — тот или иной вид пластика, а то, как эти полимеры сочетаются внутри одной пары. National Geographic выпустили видео из серии, посвященной истории пластика, где рассказали о проблеме кроссовок. «Сейчас обувь стала очень сложной. В создании кроссовок пластик используется сразу в нескольких ключевых областях. Цель его внедрения — облегчение: если вы делаете обувь легче, то и бежать в ней получается быстрее», — говорит в нем Дуэйн Эдвардс, основатель школы обувного дизайна Pensole Footwear Design Academy в Портленде, штат Орегон.

Николин ван Энтер, креативный директор бюро The Footwearists, которое занимается инновациями и образованием в области обуви, добавляет, что хотя многие пластики сейчас успешно перерабатывают, с кроссовками это сделать практически невозможно. Каждая деталь может сочетать в себе несколько совершенно разных материалов, нередко вплавленных друг в друга (в одном кроссовке может быть от 30 до 80 типов материалов). По словам ван Энтер, сейчас единственный вариант обращения с изношенной парой, кроме того, чтобы ее выкинуть, — это перемолоть целиком и добавить к резиновой крошке, которой застилают спортивные площадки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее спортивной обуви

Проект adidas по созданию перерабатываемой модели Futurecraft.Loop как раз и направлен на то, чтобы решить проблему десятка неразделяемых материалов в одной паре. По задумке создателей, весь кроссовок целиком будет сделан из одного полимера — термопластичного полиуретана (TPU). Его можно превратить в материалы разной текстуры: пенистую массу для подошвы, резиноподобный слой для протектора, волокно для создания пряжи верха и шнурков. Для переработки таких кроссовок их не нужно будет разделять на составляющие, а можно будет перемалывать и переплавлять целиком.

Представители adidas признаются, что пока проект еще нужно дорабатывать, поэтому выпуск Futurecraft.Loop планируют не раньше 2021 года. «Там используется экспериментальная пряжа, и мы еще учимся с ней работать, тонировать в разные цвета», — говорит разработчица продукта Аманда Вербек. «Это не магический фокус, в котором мы кладем в шляпу старые кроссовки и достаем новые. Мы должны пройти этот путь шаг за шагом», — добавляет еще одна сотрудница проекта Таняраджва Саханга. Сейчас команда работает над тем, чтобы увеличить долю вторичных материалов в создании кроссовок. Разработчики хотят добиться того, чтобы пары, полученные из переработанного сырья, не отличались от изначального прототипа. В компании до сих пор не знают, сколько раз можно повторить переработку без ущерба качеству материала.

Есть и другие попытки решить проблему — например, за счет подхода к источнику материалов. На фестивале Fast Company Innovation Festival Канье Уэст рассказал про идею создания одной из самых странных моделей своего бренда Yeezy — гибрида кроссовок и клогов Yeezy Foam Runner. Музыкант и дизайнер задумал делать ажурную пару из пенистого полимера, основной для которого будут не искусственные материалы, а водоросли. Помимо того что материал получится биоразлагаемым, его производство скажется на углеродном балансе в сторону уменьшения выбросов: при выращивании водоросли будут поглощать CO2. Как бы странно и эксцентрично ни звучала идея Канье, за ней стоят вполне реальные разработки: современные полимеры начинают делать отнюдь не только из нефтепродуктов. Например, Гран-при престижной премии в области промышленного дизайна James Dyson Award в этом году достался изобретательнице биопластика на основе рыбьей чешуи.

Художник Кристоф Гине работает над концептуальной моделью Nike из
Художник Кристоф Гине работает над концептуальной моделью Nike из природных материалов в рамках проекта Just Grow It
Jean-Paul Pelissier/REUTERS

Канадская марка Native Shoes в этом году выпустила свою версию экологичных кроссовок: они полностью биоразлагаемые, поскольку сделаны на основе растений, в дело пошли очистки ананасов, кукруза и эвкалипт. Когда такая пара износится, ее буквально можно закопать в садовой куче компоста — и она станет удобрением. С растительным сырьем для своей спортивной обуви работает также марка Allbirds, а Everlane используют переработанные материалы. Альтернативой натуральной и искусственной кожи в кроссовках становятся материалы на основе грибов и дрожжей, а израильский дизайнер Шахар Ливн даже сделал кроссовки из отходов мясной промышленности.

Тем не менее почти все эти решения — очень нишевые из-за своего дизайна, во многом продиктованного эстетическими и техническими особенностями перерабатываемых материалов. В современном мире именно внешний вид кроссовок зачастую становится главным фактором для выбора той или иной пары, ведь опций слишком много. «Если вы хотите, чтобы потребители включались в покупку экологичных альтернатив, вы должны выиграть эстетическое соревнование», — считает Дуэйн Эдвардс. Ключ к тому, чтобы сникер-культура встала на рельсы устойчивого развития, — интеграция инновационных материалов в те модели, которые уже полюбились аудитории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Зеленая» мода: как меняется фэшн-индустрия, чтобы противостоять глобальному потеплению