Как мужчины на красных дорожках разрушают гендерные стереотипы в одежде

Совсем недавно на красных дорожках царил строгий black tie, а теперь актеры заявляются на красную дорожку в шортах или с ярким макияжем — и это не эпатаж, а меняющаяся на наших глазах норма. Прошедший «Золотой глобус» — лишнее тому подтверждение.
Эзра Миллер на показе Dior в Токио
Эзра Миллер на показе Dior в Токио
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До того, как осенью 2017 года случился «харвигейт», ускоривший решение давно одолевавших западную киноиндустрию вопросов, все актрисы на красных дорожках в обязательном порядке отвечали на канонический вопрос «Who are you wearing?» («Что на вас надето»?). А затем еще и подробно рассказывать про выбранное (не то чтобы самостоятельно — стилистом, а нередко и контрактом) платье, украшения, аксессуары — хотя актрисы наверняка с большей охотой поведали бы про свои грядущие или уже вышедшие в прокат фильмы. В итоге пять лет назад недовольство вылилось в кампанию с говорящим названием #AskHerMore — «спросите ее о большем».

Еще несколько лет понадобилось, чтобы привлечь к проекту больше внимания, — и вот уже на «Оскаре»-2016 ведущий Крис Рок иронизирует: «Мужчин "спрашивают о большем", потому что они все одеты одинаково. Если бы Джордж Клуни пришел в лаймовом смокинге или с лебедем, вылезающим у него из задницы, кто-то обязательно спросил бы: "Что на тебе надето, Джордж?". И хотя это была сомнительная острота, — а кое-кто и вовсе счел ее сексистской, мол, Рок намекнул, что женщины сами виноваты в том, что с ними хотят обсуждать моду, а не работу, — доля правды в словах ведущего все-таки была: до недавних пор мужчины на больших премиях действительно выглядели одинаково.

Отчасти тон задавал дресс-код: когда в приглашении значится black tie, сильно не разгуляешься. Максимум — отважишься на цветной бархат. И под «цветным» имеется в виду темно-синий, темно-зеленый или бордовый. Другая причина связана со стилистами. Да, благодаря последним герои больших и малых экранов сегодня одеты лучше, чем когда бы то ни было: их костюмы хорошо сидят, манжеты рубашки выглядывают на положенные полтора сантиметра и так далее. Но эта погоня за идеальным образом в какой-то момент привела к «монополизации». Только представьте: около тридцати актеров, включая Арми Хаммера, Рами Малека, Брэдли Купера и Дональда Гловера, сегодня пользуются услугами одной-единственной стилистки Иларии Урбинати. Ей такая популярность, разумеется, в плюс (она уже вовсю ваяет коллаборации с брендами мужской одежды), но с таким количеством клиентов работа стилистов часто сводится к выбору «правильного», «проверенного». Тут уж точно не до экспериментов (хотя Илария при всем объеме работы умудряется одевать своих клиентов нескучно). А именно их и не хватает. При этом на примере знаменитостей-женщин мы видим, что эффектный выход — отличный инструмент для увеличения популярности. Из мужчин хороший пример в этом смысле — Джаред Лето, который не первый год «чудит» на красных дорожках и уже превратил это в свою фишку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кристиан Бейл на «Оскаре», 2011
Кристиан Бейл на «Оскаре», 2011
Getty Images

Чтобы понять, насколько строгие нравы царили до недавнего времени в мужском дресс-коде на красных дорожках, достаточно знать, что в 2011 году шума наделал Кристиан Бейл: актер, взявший «Оскар» за роль второго плана в «Бойце», пришел за наградой в черной рубашке и при обычном галстуке, тоже черном. И эту возмутительнейшую выходку актеру по сей день припоминают: подумать только, так дерзко нарушить протокол!

На отгремевшем сутки назад «Золотом глобусе» Бейл вновь повторил трюк: снова черная рубашка вместо белой, галстук вместо бабочки. Но за эти 8 лет в мужской моде незаметно для многих произошел такой мощный сдвиг, что на Кристиана и его эксперименты с цветом рубашки никто просто не обратил внимания. Кто привлек внимание международной прессы в 2019 году? Например, австралиец Коди Ферн, надевший ботинки-таби на каблуках и полупрозрачную блузу Maison Margiela, который, к тому же, сделал выразительный макияж глаз. Или Билли Портер (к слову, он, как и Ферн, выпускник телевизионной школы Райана Мерфи; актеры даже успели пересечься в восьмом сезоне «Американской истории ужасов»), щегольнувший расшитым цветами кейпом с атласной розовой подкладкой и каблучками Gucci. Черная рубашка Кристиана Бейла, говорите? Ну-ну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Билли Портер на «Золотом глобусе», 2019
Getty Images
Коди Ферн на «Золотом глобусе», 2019
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За последний год отношения между актерами и их нарядами для красных дорожек претерпели разительные изменения. Причины — как на ладони. И в первую очередь — уход от гендерных стереотипов: нет больше необходимости ни транслировать чрезмерную маскулинность, ни верить в то, что заигрывать с модой — удел исключительно женщин. Так, на прошлогодний «Оскар» Чедвик Боузман надел не смокинг и бабочку, а расшитый серебром «сюртук» и рубашку с воротником-стойкой — таким видит мужской парадный выход креативный директор Givenchy Клэр Уэйт Келлер, а «король Ваканды» и рад. Фэшн-индустрия немало помогает в разрушении барьеров: если уж Dior Homme предлагает заменить костюмные брюки на шорты, надеть кроссовки да повыше натянуть носки, отозваться на этот призыв готов даже не самый авангардный в вопросах вкусов Роберт Паттинсон. В общем-то, именно так — в шортах — актер и пришел в начале октября на Нью-йоркский кинофестиваль. Пока большая часть актеров довольствуется довольно спокойным тейлорингом Gucci, Алессандро Микеле, помимо вышеупомянутого Лето, взял под крыло режиссера Спайка Ли, напомнившего о себе лентой «Черный клановец», — и вот уже 61-летний кинематографист не без удовольствия носит подиумные творения дизайнера-итальянца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роберт Паттинсон в Dior Homme на Нью-йоркском кинофестивале
Роберт Паттинсон в Dior Homme на Нью-йоркском кинофестивале
Getty Images

Впрочем, смелее всех оказываются самые юные. Если кто и «роняет гендер», так это эксцентричный американец Эзра Миллер: как забыть его феерический промо-тур к выходу сиквела «Фантастических тварей»? По пятам идет всеобщий любимчик Тимоти Шаламе: на все том же «Глобусе» красивый мальчик из «Красивого мальчика» отказался от смокинга, заменив его на усыпанную кристаллами «сбрую» Louis Vuitton. Кстати, это уже как минимум вторая «сбруя», которую мы видим на важнейших красных дорожках: фрак Moschino фигуриста Адама Риппона на «Оскаре»-2018 включал пару-тройку БДСМ-ремней.

И это, как ни крути, куда интереснее темно-синего бархата.