Саша и микрофон. Как «Борат 2» захотел идти в ногу со временем — и оттого устарел

На Amazon Prime Video вышел «Борат 2», который мог бы стать самой радикальной политической комедией за 14 лет, но решил осторожничать. Теперь казахский журналист издевается только над обычными подозреваемыми — Трампом, ковид-диссидентами, сторонниками теорий заговора, гомофобией, расизмом и сексизмом. И это по-прежнему достойные цели — но следить за их поражением все скучнее.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казахский журналист Борат Сагдиев, опозоривший славную нацию Казахстана в своем «документальном» фильме 2006-го года (вымышленном кино, которое якобы снимали герои настоящего «Бората») на четырнадцать лет попал в степные «гулаги». А его жена вместе с сыновьями и живущей в хлеву дочкой перешла к упитанному соседу. Но «премьер» Назарбаев решил смилостивиться и отпустить опального репортера на свободу. Оказывается, лидера Казахстана очень задело, что крутой парень Дональд Трамп дружит с Путиным, Ким Чен Ыном и Канье Уэстом, но не зовут в этот элитный клуб коллегу-казаха. Так что Бората снова отправляют в «Асашай» — Америку — с целью народной дипломатии. Его новая задача — передать подарки американским вождям от казахского. Вице-президенту Майку Пенсу (в фильме — Майку Пенису) следует вручить секс-обезьяну Джимми — министра культуры Казахстана и местную порнозвезду. А бывшему мэру Нью-Йорка Рудольфу Джулиани — несовершеннолетнюю дочь Бората по имени Тутар (актриса Мария Бакалова, болгарка). К берегам Нового света казахская делегация причаливает, когда в Америке выявлено всего 15 заражений коронавирусом. Но дальше начинается конец света.

За 14 лет, вышедших с предыдущей части «Бората» (которая была так успешна коммерчески, что можно только восхититься бескорыстным терпением Саши Барона Коэна: любой другой бы сделал из удачной идеи бессмысленную франшизу), изменилось многое, но не метод актера. Он по-прежнему изображает из себя странствующего шута — но коронавирусная чума и Новое Средневековье вокруг теперь то и дело вынуждает сравнивать абсурдную комедию с мрачной «Седьмой печатью». Притворяясь казахским документалистом, Коэн опять толкает настоящих американцев на разные глупости, подлости и саморазоблачения. Правда, его героя теперь все чаще узнают на улицах, так что прямо внутри фильма рождаются несколько новых образов, один эксцентричнее другого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon

Другая примета новой реальности — то, что шутить теперь можно только над теми, кто ни за что не даст сдачи. В случае «Бората-2» это республиканцы, реднеки, консервативные христиане и совсем уж безответные казахи. В снятом в Румынии вымышленном Казахстане принято спать с сестрами и дочерьми и отмечать Холокост, как праздник. У девушек здесь густые моноброви, а у парней растительность на лицах, как у Чубакки. Из обитого человеческой кожей кресла в кабинете президента торчит пенис (один из многих в фильме), а местные брокеры в результате кризиса прыгают с крыш двухэтажных небоскребов. В настоящем Казахстане над этой дикой пародией наверняка от души посмеются, но трудно не заметить, что Коэн как никогда аккуратен в выборе целей. Попутно от Бората достается и маленькой Словении, а вот, например, про Россию нет ровным счетом ни одной шутки, кроме того, что Путин крутой. Но какая же это шутка.

Amazon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Армандо Ианнуччи, режиссер «Смерти Сталина» и пары британских политических телекомедий, как-то сказал: Англия прожила последние века без кровавых потрясений, потому что в стране существует культура сатиры. А та очищает и объединяет — и попросту помогает выпустить пар. Поможет ли «Борат 2» американцам преодолеть гражданский раскол последних пяти лет — вопрос спорный. В отличие от какого-нибудь «Короля тигров» (где гей-полимор мог оказаться помешанным на оружии реднеком, а зоозащитница — душегубом), картина мира здесь упрощена максимально. Игра идет в одни ворота, принцип состязательности сторон не соблюдается, а возможности для гражданского диалога (как, например, в художественном «Суде над Чикагской семеркой») толком и не остается. Тщательно отобранные простодушные (и порой жадные, глупые и грубые — все это правда) люди продолжают позориться перед камерой. Даже тот зритель, который приходит в ужас от ценностей этих нечаянных героев, наверняка испытает за них неловкость. А в худшем случае — почувствует свое превосходство.

Промо «Бората 2» на Юнион-сквер в Нью-Йорке
Промо «Бората 2» на Юнион-сквер в Нью-Йорке
Lev Radin / Sipa USA / Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, есть и хорошие новости. Во-первых, «Борат» по-прежнему смешон именно как комедия положений; импровизации Саши Барона Коэна все еще искрометны; а его готовность рисковать своими здоровьем и безопасностью все так же восхищает. Во-вторых, узнаваемость Коэна заставила его вывести на первый план дочь своего героя — и история ее раскрепощения, бунта против патриархального строя и проверки себя американской мечтой получилась без всяких скидок отличной — прям-таки «Неортодоксальной», только с кучей смайлов. Это, кроме шуток, настоящий феминистский роман воспитания — честный, здоровый и вскрывающий огромное количество проблем в обществе, до которых в 2006-м году у Коэна не дошли руки (или просто не было спроса). Отдельный шедевр — встроенный в фильм псевдодиснеевский мультфильм «Мелания» о девушке из Восточной Европы, выходящей замуж за принца Трампа с большим наследством и парочкой подбородков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon

Наконец, «Борат 2» по-настоящему расцветает, когда начинает охоту на опасных политических животных вроде реального Майка Пенса или Рудольфа Джулиани. Последний из-за фильма может и должен попасть в неприятности. Актриса Мария Бакалова, притворившись юной журналисткой, берет у него в кадре псевдо-интервью, а затем они оказываются в напичканном скрытыми камерами номере гостиницы, и пожилой политик недвусмысленно выражает готовность к сексу. Будь «Борат 2» целиком собран из таких шутовских, журналистских и режиссерских находок и разоблачений, фильму бы не было цены. Но он, увы, слишком легко разменивается на удобные цели. Его неполиткорректность предельно политкорректна — а в истории такое явное торжество победителей обычно приводит к взрывному ресентименту побежденных. И становится не до шуток.