Какие времена, такие и истории: как меняется жизнь блогеров и звезд из-за пандемии коронавируса

Новая реальность, в которой нам приходится сидеть дома, а события самого разного масштаба отменены, — это причина, по которой всем лидерам мнений придется сменить работу, или, наоборот, новое поле для развития? Правила жизни разбирается, как блогеры из разных сфер перестраивают свою активность в текущих условиях.
Какие времена, такие и истории: как меняется жизнь блогеров и звезд из-за пандемии коронавируса
REUTERS/Rahel Patrasso

Пандемия меняет все: разогнанная экономика где-то еще движется по инерции, а где-то уже начинает рушиться, испытав на себе последствия ограничений и карантинов. Модная индустрия и все, что напрямую или косвенно с ней связано, здесь оказывается в первых (и наиболее пострадавших) рядах — меняется потребительское поведение и ретейл, отменяются и переходят в онлайн-форматы ключевые события. Блогерам и инфлюенсерам, тесно сопряженным как с модой, так и с другими составляющими пресловутого «стиля жизни», приходится подстраиваться под условия новой реальности — менять повестку, использовать новые способы продвижения и как никогда пристально следить за содержанием своего контента.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Карантинный контент и усиление связи с аудиторией

Инфлюенсерам приходится менять свое поведение в соцсетях, оставаясь при этом в уже занятой нише — ведь именно за нее конкретного блогера и любит его аудитория.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лайфстайл-блогерам относительно повезло. Как никогда востребованными оказались советы про то, как эффективно работать из дома, рекомендации книг и фильмов, бытовые лайфхаки и инструкции по рукоделию. Модным инфлюенсерам пришлось искать новые подходы к работе: большинство событий, на которых бренды хотят видеть инфлюенсеров-амбассадоров, — съемок, кампаний, коктейльных вечеринок — отменяется (согласно подсчетам компании Econsultancy, подобная маркетинговая активность упала больше чем на 50 %), и спонсорские контракты блогеров не реализуются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Henning Bagger/Ritzau Scanpix/via REUTERS

Основательница агентства RewardStyle и специалист по инфлюенсер-маркетингу Эмбер Венц Бокс Каролайн Даур, у которой 2,3 миллиона подписчиков в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): «Сейчас самое время попробовать новые виды деятельности, на которые у меня обычно нет времени. Это привело к более тесным отношениям с моими подписчиками, поскольку все мы находимся в одинаковой ситуации». Например, Даур начала делиться записями домашних тренировок и танцев, которые теперь набирают в десять раз больше лайков, чем фотографии новых нарядов, — какое время, такие и предпочтения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложнее всего в новых условиях пришлось трэвел-блогерам: контент, посвященный путешествиям, сейчас оказался невостребованным. Однако основатели проекта FollowMeTo Мурад и Наталья Османн нашли выход из этой ситуации и начали создавать фотографии в своей фирменной стилистике, но снятые не в экзотических местах, а в собственном доме. Чтобы стимулировать своих подписчиков оставаться дома (а это, напомним, все же самая эффективная мера профилактики коронавируса) и заодно добавить новой идеи охватов, Османны запустили челлендж-конкурс: новый хештег — #FollowMeToHome — уже набрал под тысячу публикаций.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кулинарный блогер и автор проекта Inspiralized Алиссандра Маффуччи говорит, что переориентировалась на простые рецепты из меньшего количества ингредиентов — такие легко приготовить, а еще они помогут сэкономить на остатках и накормить всю семью. По ее словам, она долго думала, как перестроить свою стратегию, и сделала выбор в пользу более личного подхода: «Я теперь создаю меньше контента, но больше документирую свою повседневную жизнь, делюсь моментами и рецептами, которые, как мне кажется, могут повысить ценность жизни людей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чего хотят подписчики?

С одной стороны, аудитория блогеров и количество просмотров сейчас увеличивается (порой довольно драматично — на 20–50 %) — у людей появляется больше времени, чтобы потреблять контент, а порой он и вовсе становится одним из немногих доступных развлечений в условиях самоизоляции. С другой, непростые условия — страх за себя или близких в связи с коронавирусом, экономический кризис, нестабильность и неопределенность — влияют на настроение пользователей, под которое блогерам также нужно подстраиваться, чтобы сохранить свою популярность и не впасть в немилость. И нельзя забывать о третьем важном моменте: сейчас в онлайн ринулись все, и при увеличившемся количестве свободного времени контента, на который это время можно потратить, стало в разы больше.

Блогерам приходится балансировать: нельзя вообще не говорить о коронавирусе, но также нельзя и посвящать эпидемии весь свой контент. Самым простым решением получается спросить аудиторию напрямую: «Какой контент вы хотите сейчас?» Именно такой вопрос стал появляться во многих блогах в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), YouTube и не только. Автор канала Wear I Live Дженни в одном из недавних видео спросила зрителей, что они ожидают увидеть в следующих публикациях. Среди комментариев были такие: «Хотелось бы увидеть какие-нибудь забавные занятия или привычки, которые помогли бы в самоизоляции чувствовать себя менее клаустрофобно» и «Пожалуйста, публикуйте столько несерьезных материалов, сколько хотите, нам это нужно».

Получается, что на инфлюенсеров ложится задача быть полезными, развлекательными, уникальными, но не очень серьезными: аудитория ищет в них отдушину среди тревожных новостей в мировых СМИ, хочет успокоения и некоторой доли «бегства от реальности». Может показаться, что достичь такого баланса трудно, но тут в помощь блогерам, кроме изменения стратегии и перехода на более персонализированный тон публикаций, оказываются и новые алгоритмы и каналы распространения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые инструменты и платформы

Сами соцсети не остаются в стороне и стараются обеспечить необходимое инструментальное подспорье. 21 марта Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) добавил специальный временный стикер Stay Home — им можно было выделить свои сторис, и они выводились отдельной подборкой. Так соцсеть не только воодушевляла пользователей оставаться дома и не нарушать самоизоляцию, но и помогла блогерам: алгоритм позволил отмеченным историям выводиться первыми и, таким образом, их смогли увидеть больше людей. «Идея объединения тематического контента с помощью стикеров добавляет элемент общественного движения в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Это своеобразный клей, который помогает собрать воедино разговоры и действия», — считает диджитал-футурист Брайан Фанзо. По его мнению, в дальнейшем инструмент наверняка еще не раз пригодится для событий вроде «Оскара».

Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) значительно увеличилось количество прямых эфиров: на прошлой неделе их количество выросло на 50 % по сравнению с неделей до этого. Пользователи Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) стали публиковать в среднем 6,1 сторис в день — это 15%-ный еженедельный рост, а количество их просмотров увеличилось на 21 %. Видеоконтент становится более популярным, чем статичные фото, — это отмечают и инфлюенсеры, и медиа, и обычные пользователи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Логично, что на фоне самоизоляции еще большую популярность приобрел TikTok. О нем уже говорили как о самой популярной соцсети 2019 года, и в 2020-м он позиции только укрепил: приложение, ориентированное на запись коротких видео, легкий монтаж и ненапряжный контент домашнего производства, оказалось идеальным карантинным развлечением. Его стали осваивать звезды: Эмили Ратайковски, Джессика Альба и Джастин Бибер записывают видео с танцами на кухне, Марайя Кэри учит мыть руки, а Tyga читает рэп про самоизоляцию. Из-за нарастающей популярности и лавиноподобного распространения коротких видео соцсеть даже стали использовать для массового информирования о мерах профилактики коронафируса: российский Минздрав решил провести в TikTok прямой эфир, а Минздрав Казахстана запустил там челлендж «Оставайся дома, сохрани жизни». Для блогеров же соцсеть закономерно становится новой площадкой для роста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, выход на новые платформы может стать насущной необходимостью. «Однонаправленные инфлюенсеры — то есть те, кто использует только одну платформу и сосредоточен на только одной тематике, — выпадут из бизнеса», — считает Эмбер Венц Бокс. Однако она советует осваивать новые платформы плавно, уделяя им 10–20 % своего времени, поскольку наращивать там аудиторию, равно как и «приучать» ее к новым форматам вроде прямых эфиров, стоит постепенно: «Я бы сказала, что разделение с подписчиками уникальных моментов своей жизни даст вам больше контакта с аудиторией, чем видео в TikTok».

Ответственность лидеров мнений

Инфлюенсеры не зря также называются «лидерами мнений» (а само слово «инфлюенсер» — производная от английского «влиять»). У них есть аудитория и канал воздействия на нее — соцсети, блог и тот контент, который они создают. Сейчас, во время эпидемии коронавируса, влияние на аудиторию как никогда подразумевает большую ответственность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пользователи соцсетей ждут от своих кумиров осознанности в поступках и не прощают ошибок. Так, блогер Ариэль Чарнас, которая добилась тестирования на коронавирус и поделилась историей об этом в своих соцсетях, подверглась резкой критике: пользователи сочли, что, во-первых, она использовала свое влияние, чтобы получить дефицитный тест, в то время как многим людям, находящимся в группе риска, их не хватает, а во-вторых, что Чарнас спекулирует на теме эпидемии, чтобы привлечь внимание. «Covid-19 не нуждается в инфлюенсерах. Мы и так каждый день читаем о людях, умирающих от инфекции. Какой смысл показывать процесс тестирования, если он недоступен для большинства людей?» — написали в аккаунте Diet Prada. Такая же волна критики обрушилась на нескольких блогеров, которые нарушили карантин, отправились в поездки и делились этим в своих соцсетях: не помогали даже последующие оправдания и заверения в «соблюдении правил безопасности».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напротив, помощь в распространении информации становится чуть ли не этической обязанностью инфлюенсеров. Правительство Финляндии открыто призвало блогеров, рэперов и писателей использовать свое влияние, чтобы донести информацию о мерах профилактики коронавируса до аудитории, которая по каким-либо причинам находится в стороне от традиционных каналов информирования. Это была инициатива премьер-министра Санны Марин, а в реализации помогла консалтинговая компания PING Helsinki. «Работая вместе, мы можем предотвратить распространение ложной информации», — считают в компании.

От хештега #StayHome и тикток-челленджа про важность мытья рук до участия в благотворительных инициативах, направленных на помощь врачам и медицинским организациям, — все эти действия сплачивают онлайн-сообщество и усиливают контакт блогера и его аудитории. Уникальность нынешней ситуации состоит в том, что и инфлюенсеры, и подписчики сейчас находятся в одинаковых условиях и испытывают целый ряд одинаковых трудностей вне зависимости от страны, уровня дохода, семейного положения и других факторов. Это создает условия для сближения, и инфлюенсерам, чтобы выйти из карантина без репутационных потерь и с лояльной аудиторией, предстоит быть максимально искренними и ответственными.