Белыми нитками: как ресейл-платформы борются с подделками модных брендов

«Правила жизни» продолжают исследование темы параллельного импорта: на этот раз разбираемся, как он может повлиять на вторичный рынок люксовых товаров, правда ли, что теперь там будет больше подделок, и как ресейл-платформы выявляют контрафакт.
Белыми нитками: как ресейл-платформы борются с подделками модных брендов

В последние пару лет во всем мире растет популярность ресейла — перепродажи брендовых вещей, как архивных, так и почти новых. В ресейл-платформы инвестируют крупные игроки модного рынка вроде Kering, а Gucci, Levi’s и другие бренды запускают собственные разделы вторичной продажи. Конечно, Россию этот тренд не обошел стороной, ресейл отлично поддерживает курс на устойчивое развитие и экологичность, позволяет сэкономить и достать редкие вещи. И, к сожалению, служит еще одним каналом распространения контрафакта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще три года назад оборот поддельных товаров класса люкс в России превышал оборот легального рынка, а сейчас, с легализацией параллельного импорта, он может вырасти сильнее. На фоне ухода с российского рынка многих модных брендов интерес к ресейл-платформам будет увеличиваться как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов, и на вторичный рынок неизбежно будут попадать фейки.

Чтобы оценить масштаб проблемы и узнать, как противостоять контрафакту, мы расспросили российские ресейл-платформы об их методах проверки подлинности и выяснили, стоит ли ждать наплыва подделок.

Много ли подделок попадает на ресейл?

Конечно, проблема подделок возникла не сегодня, и все, кто так или иначе работает с люксовыми товарами, в том числе комиссионные магазины, вынуждены регулярно с ними сталкиваться. Но регулярно — не значит часто.

В первом российском ресейл-проекте Second Friend Store, который начал работу еще в 2011 году, говорят, что подделки на комиссию приносят относительно редко: «Большинство фейков отсеиваются еще на этапе первичного скрининга заявок по фото, до рук аутентификатора доходит не более 10% фейков». Смотрят на логотипы, фактуру материала, швы и фурнитуру, при работе тут опираются на накопленную за десять лет экспертизу — чужим гайдлайнам полностью доверять не стоит, и к тому же нет ничего нагляднее, чем собственноручно раскрытый подлог, намеренный или случайный: «Самые сложные кейсы — когда у одного и того же человека оказываются и оригинальные вещи, и реплики. Причем люди могут действительно не знать об этом, потому что получили вещь в подарок или заказали у недобросовестного байера».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По рассказам другого ветерана российского ресейла, проекта Luxxy, в последнее время с подделками они сталкиваются реже, чем в начале работы — теперь их почти не приносят намеренно, а выявленный контрафакт оказывается неприятным сюрпризом для владельца, который был уверен в подлинности вещи. Сейчас среди принесенных вещей выявляется не больше 15% подделок, еще пару лет назад было 17%: самые частые мишени для подделок — бренды Louis Vuitton, Gucci, Chanel, а с недавних пор еще и Balenciaga. А у относительно молодой ресейл-платформы Lots сомнение в подлинности вызывает примерно один из 20 принимаемых товаров.

«Так как наши пользователи предупреждены, что лот подлежит тщательной проверке на подлинность, мы выявляем совсем небольшой процент фейков, — рассказывают в проекте The Cultt, посвященном преимущественно сумкам премиум-сегмента. — Как правило, это продавцы, которые покупали товар из частных рук или получали его в подарок. У нас даже есть внутренняя шутка, что мы разрушаем браки, сообщая о "подарке-фейке".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основном контрафакт, который приносят на ресейл-платформы, — это качественные реплики, довольно дорогие в производстве и детально похожие на оригиналы (о разнице между «подделкой» и «репликой» нам в том числе рассказывали продавцы знаменитого рынка «Садовод»). Но бывают и казусы. «Как-то к нам попало платье ASOS с пришитой к нему биркой Dolce & Gabbana и велюровый свитшот, на груди которого было написано Dolce & Gabbana, а на рукавах — Versace. Менее эффектный случай — кошелек Louis Vuitton, который, согласно коду, был сделан в 2035 году», — делятся в Second Friend Store.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получается, вопреки тому, что рынок (и люкса, и ресейла, и контрафакта) растет, фейков на вторичный рынок просачивается все меньше. Во-первых, сегрегируются аудитории: поддельные товары чаще покупают специально, для личного пользования, чтобы сэкономить. К тому же системы аутентификации продолжают совершенствоваться.

Как выявляют контрафакт?

Аутентификация брендовых вещей — процесс сложный и трудоемкий. Чаще всего это ручная работа: эксперты осматривают товар буквально под микроскопом, чтобы найти мельчайшие признаки подлинности или неподлинности. Тем не менее сейчас уже вовсю используют автоматизированные решения. Так, одна из главных мировых ресейл-платформ The Real Real недавно объявила, что инвестирует в системы автоматической аутентификации товаров Vision и Shield. А программа определения подлинности сумок Entrupy позволяет с точностью более 99% выявлять подделки и выдает сертификаты подлинности, за счет чего пользуется доверием в индустрии: за ошибки системы ее создатели готовы выплачивать двойную цену товара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На российском рынке использовать Entrupy первым начал ресейл-проект Luxxy. Прибор для аутентификации состоит из камеры с хорошим увеличением и круговой подсветкой и программы, которая распознает и сопоставляет с базой данных снимки деталей сумки — нужно снимать подкладку крупным планом, швы, фурнитуру, тисненые логотипы и другие элементы, в зависимости от бренда и модели определяемой сумки. Если сумка оказывается подлинной по мнению Entrupy, то она получает электронный сертификат, который котируется на мировом рынке люксового ресейла. Аутентификация занимает от двух до 24 часов, в трудных случаях программа может запрашивать дополнительные фото, чтобы выдать заключение, а иногда предмет приходится отправлять в штаб-квартиру компании.

В Luxxy при помощи Entrupy аутентифицируют поступающие товары, но услуга доступна не только для продавцов ресейл-платформы. Любой желающий может проверить свою сумку одного из 16 популярных люксовых брендов за 6000 рублей, исключение составляет только Hermès — за аутентификацию их сумок придется отдать 27 000 рублей, поскольку стоимость страховки намного выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В The Cultt также используют программы для аутентификации — кроме Entrupy есть еще Authenticate First и Authentic Group. «Они определяют подделки с высочайшей точностью и работают с самыми известными мировыми ресейл-платформами по продаже сумок люксового сегмента. Плюс, безусловно, есть внутренняя экспертиза команды, ведь через наши руки проходит огромное количество аксессуаров. Если выясняется, что изделие неоригинальное, то мы выставляем штраф, чтобы покрыть расходы на верификацию. И в следующий раз еще более внимательно взаимодействуем с таким продавцом», — рассказывают в The Cultt.

Системой Entrupy пользуется и ресейл-платформа Lots, но только на финальном этапе и только для сумок, аксессуаров и кроссовок. Сначала вещи должны пройти модерацию на сайте: «После авторизации продавец отправляет на модерацию вещь, и если оригинальность вещи вызывает вопросы, мы просим предоставить дополнительные фото для подтверждения. Товар должен соответствовать заявленному описанию, и особенно внимательным нужно быть в определении размера и цвета». Затем вещь поступает на склад Lots, где ее проверяет аутентификатор — в команде проекта есть профессионал с многолетним стажем. Полная проверка занимает от одного до пяти дней: «Если товар не соответствует нашим требованиям и заявленному описанию, мы выставляем продавцу фиксированный счет для возмещения расходов на логистику и хранение и после оплаты возвращаем вещи».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гарантия подлинности — основной фактор доверия ресейл-платформе. Мы проводим аутентификацию в два этапа: первичная проверка онлайн-заявок по фото вещей, а затем — детальная проверка нашим экспертом-аутентификатором в шоуруме», — рассказывают в Second Friend Store. Несмотря на развитие систем автоматической аутентификации, в SFS пока больше доверяют экспертам, а к новым инструментам только присматриваются.

Параллельный импорт — ворота для фейков?

Насчет того, станет ли в нынешних условиях подделок больше или меньше, мнения разнятся. В Luxxy считают, что нет: люди, которым важно приобретать настоящие люксовые товары, будут покупать их по своим каналам, а те, кто не так беспокоится о подлинности, также целенаправленно станут искать реплики. Ресейл же до сих пор остается нишевой, немассовой историей, куда фейки смогут попасть случайно, — но для потоковой реализации этот канал не подходит.

Примерно так же говорят и в Second Friend Store: «Конечно, мы опасаемся, что вместе с разрешением параллельного импорта на рынок хлынет множество подделок. Но, на наш взгляд, в первую очередь они будут реализовываться на немодерируемых площадках, так как ввести в заблуждение неподготовленного покупателя гораздо проще, чем опытного аутентификатора». Поскольку ресейл-платформы берут комиссию за свои услуги, то продавцам подделок менее выгодно размещать свой товар именно у них, считают сотрудники проекта, ведь намеренной продажей фейков занимаются исключительно ради получения максимального дохода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Процедуры аутентификации своей ресурсозатратностью тормозят развитие ресейл-рынка, но они же служат фильтром, который сохраняет за платформами по перепродаже статус «чистых». И хотя шанс столкнуться с подделкой все же остается, он будет меньше, чем в любых других местах реализации люксовых товаров — кроме разве что собственных магазинов брендов. Проекты беспокоятся за свою репутацию: в случае сомнений им проще отказать продавцу и потерять комиссионную выгоду, чем ставить на кон доверие аудитории.