Опять за старое: что собой представляет вторичный рынок одежды и почему он важен именно сейчас

Вторичный рынок одежды и обуви — явление не новое, очень многогранное и невероятно огромное. Еще бы, ведь в мире производится все больше и больше вещей. Интересен он не только с точки зрения экологической повестки, но еще и экономической, и социальной — тем более сейчас, когда из России ушли многие бренды и их продукция доступна только в перепродаже. Рассказываем, чем отличается ресейл от секонд-хенда, а архив — от винтажа и почему в 2023 году этот сегмент модного рынка попросту нельзя игнорировать.
Опять за старое: что собой представляет вторичный рынок одежды и почему он важен именно сейчас
Bettman/Getty Images

Где есть производство и продажи, всегда будет и перепродажа — так уж устроен мир вещей. Поэтому перепродажа одежды существует примерно столько же, сколько сама одежда, то есть фактически с истоков человеческой цивилизации. Но хотя про секонд-хенды говорили еще в Средневековье, именно с XX века — с момента развития промышленного производства — вторичный рынок одежды стал полноценным экономическим сегментом. Чем дальше, тем больше он развивается, поскольку растет и производство одежды, но эволюции именно вторичного рынка способствуют также другие факторы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно исследованию платформы ThredUp, к 2027 году мировой рынок бывшей в употреблении одежды может в три раза превысить рынок новой и достигнуть объема $350 млрд — это будет заслуга зумеров, которые все активнее покупают секонд-хенд. Еще пару лет назад эти оценки были намного скромнее, но тенденция остается: рынок секонд-хенда растет в несколько раз быстрее, чем модный ретейл в целом. Сейчас в одной только Северной Америке он превышает $39 млрд.

Потребительское поведение молодого поколения отличается от их предшественников. Если люди более старшего поколения часто с недоверием относятся к подержанным вещам, то более чем 80% зумеров (то есть представителей поколения, рожденного в нулевых) одобряют приобретение секонд-хенд-вещей, и в среднем две пятые одежды в их гардеробе уже были до этого у кого-то в употреблении.

В секонд-хенде
В секонд-хенде
Matt Cardy/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мотивации при этом разнообразны. Первая — экологическая осознанность: покупка на вторичном рынке снижает углеродный след вещи, то есть приобретать подержанное правильнее для тех, кто беспокоится о человеческом влиянии на природу. Вторая и, возможно, даже более важная — экономическая: б/у вещи, как правило, дешевле новых и их покупка — способ сэкономить. К тому же вещи могут быть даже инвестицией: в 2022 году 82% зумеров перед приобретением новой вещи задумывались, получится ли ее с выгодой продать на вторичном рынке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно отметить, что вторичный рынок неоднороден. Ресейл — базовое понятие в рамках этого сегмента, в широком смысле обозначает любую перепродажу вещей, будь это объявление на «Авито» или комиссионный магазин. В более узком смысле под ресейлом понимают перепродажу брендовых вещей, в то время как для масс-маркета и ноунейм-одежды используют другой термин — секонд-хенд. Впрочем, тут граница проницаемая: блузка Zara из лимитированной коллекции вполне может оказаться на ресейле, а может грустно висеть на вешалке в районном секонд-хенде — магазине с кучей дешевой б/у одежды, обычно продаваемой на вес, — или в благотворительном магазине: туда люди безвозмездно сдают вещи, их приводят в порядок и продают, а вся прибыль направляется на благотворительность.

Другая категория вторичного рынка — винтажхарактеризуется временными рамками: это вещи возрастом более 20 лет, но менее 80 (или 60, как считают некоторые эксперты). То, что старше, относят к антиквариату. С винтажем отчасти пересекается категория архивных вещей — предметов из старых дизайнерских коллекций, которых уже нет в продаже. Впрочем, к архиву можно отнести и условное платье из коллекции пятилетней давности какого-нибудь модного дома, которое звезда выбрала для красной дорожки.

В винтажном магазине
В винтажном магазине
Robert Nickelsberg/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Те самые районные секонд-хенды с вещами, продающимися на вес, — это часть огромной глобальной сети по возвращению в оборот дешевой одежды. В Европе и Америке люди сдают невостребованную одежду в контейнеры, после чего она отправляется на сортировку и утилизацию, вещи в хорошем состоянии попадают на перепродажу. Подавляющее большинство секонд-хенда — около 70% — отправляется в страны Африки. Это колоссальные объемы: в одну только Кению в 2019 году ввезли 185 тыс. тонн вторичной одежды. В странах вроде Руанды, Кении, Танзании и Уганды импорт европейской и американской одежды тормозит развитие собственной промышленности и способствует экономическому расслоению общества — на секонд-хенд-бизнесе строятся полулегальные и мафиозные схемы. Интересно, что в разных странах Африки даже существуют специальные слова для обозначения секонд-хенд-вещей: в Замбии их называют «салаула» («вещи, отобранные путем перекопки»), в Гане — «оброни ваву» («мертвая белая мужская одежда»). Некоторые страны даже готовятся запретить импорт б/у вещей, тем не менее для бедных слоев населения именно секонд-хенды дают возможность регулярно приобретать одежду.

Категория люксового ресейла особенно интересна. Начиналась она с платформ вроде eBay, но теперь ресейл все больше уходит в специализированные онлайн- и офлайн-пространства, свои ресейл-отделы запускают крупные универмаги и отдельные бренды. По данным Bain & Company, в 2022 году этот сегмент рынка достиг уровня $47 млрд, и эксперты предсказывают удвоение темпов его роста в ближайшие годы. Большая часть приходится на США, но и Европа не отстает: объем люксового ресейла тут оценили в $16,6 млрд в 2022 году. В последние годы подтягивается и Китай, а вот Россия пока отстает — на ее долю приходится не более 6% от общего ресейл-рынка. «Российская ментальность — один из барьеров для входа в ресейл. Многие до сих пор одушевляют вещи или считают зазорным покупать что-то в ресейле, им кажется, что на них будут косо смотреть», — говорит Алина Репьева, запускавшая категорию Resale в «Яндекс Маркете».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же в 2023 году реальность такова, что практически все модные бренды доступны широкому кругу покупателей из России только в перепродаже. Сейчас уже более 80% российских потребителей из разных регионов хотя бы раз покупали или продавали на ресейле. По прогнозам, к 2025 году объем оборота вторичных люксовых товаров в России составит 68 млрд рублей в год. Если не говорить про параллельный импорт и сознательную покупку контрафакта, ресейл остается окошком доступа к мировой моде, и оттого еще интереснее наблюдать за его развитием.