15 лучших российских фильмов 2020 года
15. «Огонь»
Фильм про пожарных, который раздражает критиков и киноманов своей вторичностью и схематичностью, но эффективно достигает главной цели — заставить зрителя переживать, плакать, улыбаться и думать о высоком больше, чем обычно. Кому-то это покажется манипуляцией, кому-то — торжеством наива, но самое главное, что это работает. Хорошее жанровое кино, причем сделанное в жанре, который до этого (что в «Экипаже» от той же команды, что в «Метро») нам не поддавался.
14. «Зови меня Дрозд»
Хрупкий и тонкий роман воспитания в духе советского «Розыгрыша», его российского ремейка с Noize MC и всего подросткового репертуара американского фестиваля Sundance. Угрюмый парень, переживающий развод родителей (отца, ушедшего из семьи, в третий раз за последние годы играет Кирилл Кяро), пытается выразить себя в поэтических баттлах с одноклассниками — но ему не хватает духа найти свой голос. Помочь подростку решает загадочный друг из соцсетей по прозвищу Дрозд. А еще мальчик влюбляется — и как история про первое чувство «Зови меня Дрозд» тоже хорош. На фестивале «Окно в Европу» в Выборге жюри, в котором довелось поработать и корреспонденту Правила жизни, наградило режиссера Павла Мирзоева дипломом с формулировкой «за свет и искренность». Но вообще-то хотелось «за свет и электричество», потому что этот фильм, хоть он и несовершенен, искрит и греет. А молодые актеры Иван Логинов, Максим Сапрыкин и уже закаленная сериалом «Мир! Дружба! Жвачка!» Валентина Ляпина — и вовсе открытия года.
13. «Неадекватные люди 2»
Первая часть «Неадекватных людей» Романа Каримова, собравшая десять лет назад все мыслимые призы фестиваля «Окно в Европу», была хоть и местами взаправду неадекватной, но в целом вполне традиционной комедией о горестях и прелестях незрелых отношений. Тем поразительнее тот путь, который проделали герои и режиссер за декаду, потому что «Неадекватные люди 2» — это уже настоящая семейная сага. Трусливый лев (Игорь Любимов) и вчерашняя школьница (Ингрид Олеринская) расстаются, а их общий друг — жестокий психолог (Евгений Цыганов, которому наконец-то есть что играть) — советует им не сближаться как можно дольше. И из этой предпосылки вдруг рождается серьезная драма с размахом «Брачной истории» и «Ла-Ла Ленда» (серьезно!). Причем нелинейное повествование и постоянная смена рассказчиков превращают ее в хронологическую головоломку с логикой «Довода» (и снова серьезно!). А то обстоятельство, что героиня решает перековать свою свободу в карьеру, еще и делает фильм российским производственным романом, который оказался ближе всех к «Социальной сети» (да, это тоже серьезно). В общем, «Неадекватные люди 2» — это и правда самый неожиданный сюрприз года.
12. «Блокадный дневник»
Победитель ММКФ, который так странно смотрелся на фоне блокбастера «Серебряные коньки», фестиваль открывшего: в одном фильме зимний Петербург яркий, нарядный и пышущий жизнью, в другом — черно-белый, замерзший и отданный на растерзание смерти. Но близость к ней обостряет все человеческое — и в героях, и в авторе (предыдущий фильм режиссера Андрея Зайцева — подростковая мелодрама «14+», так что двухчасовое полотно про блокаду — его личный подвиг), и в зрителе. «Блокадный дневник» описывает один день из жизни Ольги Берггольц, легендарной поэтессы, которую называли «ленинградской Мадонной» и которая, выступая на радио со своими стихами, не давала городу уснуть и замерзнуть. Во время войны Берггольц потеряла мужа. Фильм начинается с ее попытки похоронить его, а продолжается страшной и медленной одиссеей через обледеневший и обезлюдевший город. «Блокадный дневник» невозможно воспринимать как кино: любые художественные приемы в разговоре на такую тему попросту бессильны и неуместны. Но этот фильм в свое время сам станет важным документальным свидетельством того, что люди в 2020 году думали и чувствовали (или не думали и не чувствовали) о блокаде. Его нужно посмотреть — даже и через силу.
11. «Спутник»
Как и боди-боевик «Папа, сдохни» год назад, сайфай-хоррор «Спутник» был прохладно встречен на родине, но удивил всех за границей: картина была успешно продана в самые разные страны, объехала все значимые фестивали и какое-то время возглавляла чарты iTunes. В сценарии фильма о том, как советский космонавт (Петр Федоров) в собственном теле привез на Землю паразита, женщина-психолог (Оксана Акиньшина) помогла летчику-герою разобраться в себе, а военный (Федор Бондарчук) потерял голову от амбиций, и правда много досадных нестыковок. Но режиссерский талант дебютанта Егора Абраменко поражает — так работать с пространством, светом, музыкой и вообще каждым кадром у нас не умеют и многие ветераны. Так что «Спутник» — честная «бэшка». Да еще и с сеттингом, который уравновешивает многие ее сюжетные недостатки.
10. «Хандра»
Славная фантазия о том, чем современные молодые москвичи (и приравненные к ним категории граждан) отличаются от петербуржцев из «Прогулки» и своих предков из «Я шагаю по Москве». Лирическая комедия о тридцатилетних лоботрясах в поисках любви, себя и смысла жизни получилась такой же неуклюжей и рассеянной, как и ее герои. Но от этого радость узнавания только сильнее.
9. «Доктор Лиза»
Мелодрама про один день из жизни Доктора Лизы — человека, который без устали спасал мир. Еще один пример кино, которое доводит до слез так быстро, что всем отчего-то хочется его разоблачать. А это просто такой жанр — прямой массаж сердца. И, наверное, фильм о Елизавете Глинке с Чулпан Хаматовой в главной роли и Оксаной Карас в режиссерском кресле и не мог быть другим: уж больно хорошие и искренние люди с хорошими и искренними целями его сняли. К счастью, авторы догадались поставить «Доктору Лизе» прививку от святости: благодаря очень живому юмору и эксцентричным персонажам с сентиментальностью ленты легко смириться.
Читайте также:
8. «Серебряные коньки»
Редкий российский «святочный» фильм, который не страшно рекомендовать всем: и взрослым, и подросткам; и тем, кто не доверяет отечественному кино, и тем, кто только его и смотрит; и почвенникам, в конце концов, и либералам. Настоящая рождественская сказка, которая не теряет связи с реальностью, но все равно предоставляет убежище от нее. Подражание «Титанику», «Анастасии» и всем остальным — но невольное (потому что архетипы едины для всех) и самобытное (потому что такого Санкт-Петербурга, как здесь, нет нигде). Сознательно упрощенная драма — но с одним по-настоящему трагическим героем (его играет Юрий Борисов), который уже месяц не выходит у зрителей из головы. В общем, честная новогодняя ярмарка и аттракцион неслыханной щедрости — и все это в одном фильме.
Читайте также:
7. «Пугало»
История деревенской знахарки, которая впитывает чужую боль, чтобы заплатить за свой грех; пронзительная притча о сельской юродивой, о суровой земле и о благородной душе в неказистом теле. А еще — долгожданное признание якутского кинематографа «Кинотавром», случившееся, правда, уже после того, как якуты победили на омском «Движении» и ММКФ и оставили свой след на фестивалях в Выборге, Торонто, Берлине и южнокорейском Пусане. Но лучше поздно, чем никогда. При этом «Пугало» — не лучший фильм якутского учителя Дмитрия Давыдова: в сельском «Костре на ветру» было больше живописи и поэзии, а в городском «Нет бога кроме меня» было больше отважных экспериментов с камерой и повествованием. Но на «Кинотавре» режиссер в очередной раз доказал, что у него (как и у героини) есть дар, поэтому с жадностью ждем того, что он снимет дальше.
6. «Китобой»
Еще один финалист «Кинотавра» — прошедший настоящий производственный ад (работа над лентой шла почти десять лет) дебютный фильм Филиппа Юрьева о чукотском мальчике, который влюбился в американскую вебкам-модель и ради этой химеры пустился в заокеанскую одиссею. Трогательный роман воспитания, затейливая географическая мистификация, остроумный комментарий по поводу нашего влечения к Америке — и просто красивое и поэтичное кино. А еще это своего рода анти-«Левиафан», смешная тень несмешного чудовища. Что тоже полезно.
Читайте также:
5. «Дорогие товарищи»
Черно-белая реконструкция трагедии, случившейся в Новочеркасске в 1962 году, когда обреченные на нищету и голод рабочие захватили завод, а власти ответили на мирную демонстрацию ружейным огнем и советским судом. Режиссер Андрей Кончаловский чувствует, что не ему рассказывать о случившемся с точки зрения бунтующего народа, — и выбирает своим проводником в этой истории партийную работницу. Ее с волчьей силой играет Юлия Высоцкая, сама родившаяся в Новочеркасске. И получается не столько злободневный комментарий, сколько вневременная, античная по структуре и масштабу трагедия, деморализующая и своей выразительной мощью, и коварной мыслью, что в России в отношениях людей и власти не изменится ничто и никогда. Разве что станет хуже.
Читайте также:
4. «Конференция»
Чрезвычайно важный и просто удачный фильм, благодаря которому современная культура (а ютьюб-фильмы Катерины Гордеевой и Юрия Дудя — ее авангардная часть) продолжает разрушать заговор молчания вокруг табуированных тем нашего прошлого, в том числе и совсем недавнего. «Конференция» — история о жертвах «Норд-Оста», которые в годовщину теракта собираются в ДК на Дубровке, чтобы отрефлексировать свою коллективную травму, выработать общий язык для разговора о боли, вине, стыде и страхе. К концу истории становится ясно, что сам «Норд-Ост» — только обрамление для частной семейной драмы, но от этого даже лучше. Когда о ценности каждого отдельного человека неохотно вспоминает не только государство, но и искусство, каждый такой фильм нужен и дорог.
Читайте также:
3. «Человек из Подольска»
Экранизация пьесы Дмитрия Данилова об одном абсурдном следственном эксперименте: полицейские ни за что ни про что задерживают среднестатистического россиянина и начинают в прямом смысле устанавливать его личность, задавая странные вопросы про жизнь и судьбу. Одновременно и веселое, и неуютное кино, которое будет жить в голове у зрителя месяцами, а то и годами. Настоящий сеанс черной театральной магии, разоблачающей каждого из нас. Славный дебют в кинорежиссуре для Семена Серзина и в актерстве — для солиста группы OQJAV Вадика Королева.
Читайте также:
2. «Распутье»
«Распутье» — двойник «Текста», снятый чуть раньше, но до зрителя до сих пор не добравшийся: пока что его показывали лишь на декабрьском кинофестивале «Окно в Европу». При этом дебют Георгия Лялина мало чем уступает работе опытного Клима Шипенко, а актер Роман Евдокимов (которого уже прославил «Перевал Дятлова») — и вовсе ровня Александру Петрову. Завязка такая: честолюбивый, но нечистоплотный парень из провинциального Советска пытается преуспеть в Москве. Тайком сливает из фур бензин для бандитов, готовится жениться на дочери чиновника и деловито оформляет себе то ли красный диплом, то ли кандидатскую диссертацию. Но родная земля помнит, а корни тянут — и герой на пару дней едет в Советск, чтобы похоронить отца и продать его дом. И оказывается в вестерне с серым снегом, по которому уже не раз шагали Юрий Быков, Петр Буслов и Алексей Балабанов. Да еще и с нечужой гражданской войной по соседству: события происходят то ли в конце 2014, то ли в начале 2015 года. Больше всего в «Распутье» удивляет мастерски написанный сценарий. Ставки каждые пару минут повышаются, новые обстоятельства постоянно усложняют жизнь героя, и если бы не пара откровенных промашек (ну кто берет свою девушку и водителя «Яндекс.Такси» на стрелку с двумя бандами сразу?), то этот лихой фильм был бы достоин и первого места в нашем рейтинге. Но на нем, как водится, якуты.
1. «Черный снег»
Для нас это лучший российский фильм года — и не из снобских соображений, что больше его никто толком не видел, а из-за того необычайного достоинства, которое исходит от каждого его кадра. Это снова лаконичная притча из Якутии — история о дальнобойщике, который наживы ради спаивает водкой родную деревню и не замечает, как судьба выставляет ему счет. После очередного рейса герой окажется в ловушке у собственного «камаза» в ночной степи — и в борьбе за жизнь пройдет через те же испытания, что и персонажи «Выжившего» и «127 часов». Обычно якутское кино скрывает свои производственные огрехи с помощью живописных пейзажей, причудливого языка и наивной витальности, но «Черный снег» Степана Бурнашева (к слову, это уже десятый фильм режиссера) — не тот случай: здесь выверен каждый кадр и каждый звук. И зрителю в зале будет и страшно, и больно, и грустно, и холодно — но точно не скучно.