«Нет стилистам!»: зачем рэперы отказываются от услуг имиджмейкеров (и отказываются ли?)

Последние годы мы наблюдали, как рэперы в своем стиле сместили фокус с утрированной маскулинности на смелую, неоднозначную и оттого гораздо более интересную манеру одеваться — во многом благодаря своим стилистам. Теперь же артисты массово объявляют имиджмейкерам войну — по крайней мере, в своих треках. Правила жизни разбирается, откуда возник хештег #NoStylist и зачем он рэперам.
«Нет стилистам!»: зачем рэперы отказываются от услуг имиджмейкеров (и отказываются ли?)

Стилист как связующее звено

Агрессивная, выставленная напоказ маскулинность, культ богатства и «крутизны» — все это было неотъемлемой частью хип-хопа вплоть до конца девяностых. Сформированные субкультурой стилистические коды прослеживаются до сих пор, однако два десятилетия назад на стиль рэперов стали оказывать сильное влияние их персональные стилисты, которые ввели тренд на брендовую и подчеркнуто модную одежду и экспериментальные (а значит, запоминающиеся) образы в музыкальных видео.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось с Джун Эмброуз — стилистки, отвечавшей за знаменитый виниловый наряд Мисси Эллиотт в клипе The Rain и образы Пи Дидди и Mase в клипе Feel So Good, где они предстали в серебряных фольгированных пиджаках. В 1999 году Эмброуз начала сотрудничать с Jay-Z — именно она переодела рэпера из темных костюмов в яркие, помогла ему принять более широкие рамки «дозволенного» в повседневной одежде и способствовала трансформации стиля в целом. «Если вы посмотрите на эволюцию стиля [Jay-Z], она свидетельствует о зрелости его музыки и сторителлинга», — говорила Эмброуз в интервью W Magazine.

Бейонсе и Джей Зи в клипе
Бейонсе и Джей-Зи в клипе Ape Shit

«Поженить» хип-хоп-культуру и мир большой моды удалось с трудом: последний далеко не сразу принял рэперов, хотя музыканты сами стремились породниться с модой. В 2002 году стилистке Рэйчел Джонсон пришлось собственноручно покупать для Ja Rule панаму Burberry — бренд отказался сотрудничать с рэпером для его клипа на песню Always on Time. После выхода клипа панама неожиданно стала трендом среди любителей хип-хопа и привлекла к Burberry огромную новую аудиторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гарлемский портной и дизайнер Дэниел Дэй, широко известный как Dapper Dan, начинал с вещей-подделок Gucci, Fendi, Louis Vuitton, которые пользовались популярностью у хип-хоп-исполнителей восьмидесятых и девяностых. «Раньше люксовые магазины не относились к темнокожим людям с достоинством, которого, я думаю, они заслуживают», — говорил он позже в интервью The New York Times, подразумевая не только себя, но и тех, для кого он шил одежду, — Big Daddy Kane, Rakim, Salt-N-Pepa и других. Только недавно Gucci заключили с дизайнером контракт, признав его заслуги на поприще популяризации бренда.

Отношения рэперов и моды выстраивались постепенно — через стилистов в качестве связующего звена. Теперь же музыканты из маргиналов в глазах люксовых компаний превратились в их амбассадоров: например, Gucci Mane стал лицом кампании Gucci, а музыканты вроде Карди Би и A$AP Rocky сидят на первом ряду модных показов наравне с главредами глянца.

Хештег #NoStylist

В прошлом году Дрейк и French Montana выпустили трек под названием No Stylist. В нем рэперы сообщают, что прекрасно могут выбрать «новый Chanel, Saint Laurent, сумку Gucci» без помощи стилиста. Песня стала платиновой в чарте Billboard, а клип на YouTube собрал 150 миллионов просмотров. Согласно подсчетам сайта Genius, специализирующегося на текстах песен, словосочетание no stylist встречается в текстах песен с 2007 года 173 раза, и 107 из них — после выхода хита French Montana.

«У этих гребаных рэперов есть стилисты, потому что они не умет думать сами. Видите, у них нет идентичности, поэтому им нужна была помощь» — вот строчки из песни Rusty, которую в 2013 году выпустил Tyler, The Creator. Сам рэпер гордится своей пусть и не очень сложной, но самобытной манерой одеваться. На вопрос, как бы он описал свой стиль слепому человеку, Тайлер отвечает: «Я одеваюсь так же, как пахнет теплый черничный пирог». На таком же интуитивном восприятии одежды музыкант построил собственный бренд Golf Wang, специализирующийся на скейтерских силуэтах и пастельных цветах, а еще выпускает бархатные кеды вместе с Converse — прекрасные в своей необычности.

Рэпер Lil Uzi Vert недавно добавил к заглавию своей страницы в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) подпись NO STYLIST. «У меня есть менеджер, заботящийся о турах. Есть бухгалтер и тот, кто следит за бухгалтером. У меня есть расписание на каждый день и тот, кто о нем заботится. Не понимаю, зачем мне стилист?» — рассказал он и добавил, что у него всегда было много одежды, ему нравилось ее подбирать и он не видит препятствий к тому, чтобы это делать на собственной странице в соцсети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tyler, The Creator в лукбуке
Tyler, The Creator в лукбуке Golf Wang

В треке Mad Stalkers рэпер 21 Savage высмеивает одержимость артистов услугами персональных стилистов («Я даже не тр****сь без стилиста»), а у Канье Уэста в песне Champion есть строчки: «Не понимаю, зачем мне стилист, если я так часто хожу по магазинам, что уже говорю по-итальянски».

Стилист рэпера Future Бобби Уильямс считает, что именно с Канье все и началось: «Он был одним из артистов, которые нравились всем, потому что он все делал сам: писал тексты, продюсировал, да еще и выбирал свой стиль». По мнению Уильямся, рэперы решили показать, что они не лыком шиты и тоже могут выбирать то, что и куда носить. Примеру Уэста последовали 2 Chainz, Gucci Mane, 21 Savage, Offset и ряд других исполнителей.

Правда или бравада?

Рэперы продолжают сотрудничать с имиджмейкерами, хоть и читают об обратном. Звездный стилист Зои Дюпре уже несколько лет работает с Young Thug, подбирая образы из вещей Burberry, Fendi и Alexander McQueen. Зои Костелло одевает трио Migos так, чтобы участники выглядели классно и каждый сам по себе, и вместе. За образы Трэвиса Скотта, благодаря которым он стал звездой красных дорожек и получил контракт с Saint Laurent, отвечает Кайл Луу.

A$AP Rocky, хоть и выпустил весной песню Shoot Your Stylist («Пристрели своего стилиста»), продолжает сотрудничать со стилистом Мэттью Хенсоном. Сейчас рэпер стал трендсеттером благодаря своему образу в косынке, он званый гость показов на Парижской неделе моды, куда приходит в широких джинсах и с плетеной сумкой, — то есть вполне заслуженно считается иконой стиля.

A$AP Rocky на показе Dior
A$AP Rocky на показе Dior
Jun Sato/WireImage/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и клип No Stylist заканчивается ироничной сценой, в которой к исполнителям подбегает целая армия стилистов и визажистов. Очевидно, что без работы стилиста не обходится ни одна съемка музыкального видео.

Future в своих треках семь (!) раз утверждал, что не работает со стилистами, но продолжает контракт с Бобби Уильямсом. Стилист не обижается, он согласен с тем, что говорит его коллега Леонте Томас, отвечающий за образы Wiz Khalifa и Playboi Carti: «У артистов есть послание, которое они хотят донести миру, и то, что они черпают вдохновение у кого-то другого, может быть воспринято аудиторией превратно. Вот почему они могут захотеть скрыть тот факт, что их одевает стилист».

Журналист The Guardian Сэм Вольфсон, пишущий о музыке и околомузыкальной культуре, полагает, что No stylist становится своего рода заявлением «Я сам решил, что хочу так выглядеть», и уже не важно, помогал ли подбирать этот образ профессионал. Основательница хип-хоп-журнала Viper Лили Мерцер с ним согласна: «Кто-то наподобие Young Thug всегда будет работать со стилистом, который принесет ему вещи разных брендов. Но именно Young Thug будет тем, кто попросит тюлевое платье Molly Goddard, — это он выбирает образ, а стилист тут всего лишь инструмент».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Babushka boi возвращается: где искать косынку как у A$AP Rocky в тизере нового проекта